- Зачем нужен этот закон?
- Практически каждый россиян регистрирует свои права на недвижимость. Именно поэтому вопросы защиты и гарантий прав собственности так актуальны. От того, насколько эффективна работа системы регистрации прав и кадастрового учета, зависит не только развитие рынка недвижимости, но и предпринимательский и инвестиционный климат, эффективность госуправления в большинстве отраслей, а главное - уровень защиты и гарантий права собственности. Но создать систему регистрации прав и кадастрового учета за один день и даже за один год практически невозможно.
Сейчас сохраняется двойное регулирование сфер регистрации прав и кадастрового учета недвижимости не только двумя самостоятельными федеральными законами - о регистрации прав (1997 г.) и о кадастре (2007 г.), но и двумя структурами, где сведения информационных ресурсов не всегда совпадают. И в такой ситуации очевидно, что в первую очередь ущемляются интересы правообладателей. Именно поэтому мы разработали единый закон. Параллельно с разработкой и принятием единого закона идет согласование 14 законопроектов, обеспечивающих электронное взаимодействие ведомств и граждан, уточняющих права и ответственность кадастровых инженеров. При этом из 15 подготовленных законопроектов принято 3 федеральных закона, еще 5 документов внесено в Госдуму, 7 нормативных актов находится в кабинете министров. Впрочем, нельзя сказать, что при этом остановлен процесс совершенствования существующей нормативной базы. Совместно с Росреестром мы совершенствуем учетно-регистрационные процедуры. В частности, речь идет о принятии закона N 250-ФЗ и 30 нормативных актов по его реализации, которые предусматривают возможность электронной регистрации прав, гармонизацию и исключение дублирования сведений Реестра прав и Кадастра, сокращение до 18 дней сроков регистрации прав и кадастрового учета. Кроме того, прорабатывается переход на ведение в электронном виде ЕГРП и ГКН по новым правилам, внедрению услуги по электронной регистрации прав, сопоставлению и гармонизации сведений в них.
- В чем необходимость объединения двух законов?
- Несмотря на наличие двух самостоятельных федеральных законов, к сожалению, это не позволяет обеспечить создание единого информационного ресурса в сфере недвижимости, содержащего сведения об описании объектов недвижимости и правах на них, соответственно, не позволяет кардинально повысить качество таких сведений. Кроме того, невозможно и внедрить единую учетно-регистрационную процедуру для сокращения этапов и упрощения оформления прав, а также максимально сократить сроки учетно-регистрационных процедур за счет их оптимизации. Поэтому мы предложили на законодательном уровне завершить создание единой федеральной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, окончательно объединив нормативное регулирование в указанных сферах в федеральном законе "О государственной регистрации недвижимости". Кроме того, это принесет государству и финансовые дивиденды. Создание такого единого ресурса поможет повысить доходную базу местных бюджетов за счет расширения базы для взимания налога на недвижимость. Законопроектом предусмотрено обязательное представление заявителю в электронном виде документов для учета и регистрации недвижимости. При этом установлен достаточно короткий срок их представления - не позднее пяти рабочих дней с даты совершения сделки. Кроме того, в порядке межведомственного взаимодействия органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны направлять для внесения в Единый реестр (ЕГРН) сведения о результатах кадастровой оценки недвижимости, о разрешенном использовании недвижимости, о переводе жилого помещения в нежилое помещение (и наоборот), границах субъектов, муниципальных образований, населенных пунктов, о границах зон с особыми условиями использования территорий, категории земель, о границах территории охотничьих угодий, включении объекта недвижимости в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и, наконец, об адресе недвижимости.
Такой порядок внесения сведений, конечно, повысит достоверность и качественное наполнение Единого реестра, снизив издержки заявителей.
- Судя по всему, речь идет об издержках материальных. Но те, кто сталкивается с регистрацией прав на недвижимость, скорее, несут издержки временные...
- Конечно, материальные. Но не только они снизятся. Речь идет и о временных издержках, которые не менее чувствительны для всех сегодня. Мы предусмотрели и снижение временных затрат заявителей, предложив сократить сроки кадастрового учета до 5 дней и регистрации прав до 7 дней.
- К сведениям в ЕГРН всегда были претензии в части достоверности. Вы предполагаете, что с объединением законов и такой серьезной "перетряской" нормативной базы ситуация в этой части существенно изменится?
- Конечно. При объединении системы регистрации и кадастра одновременно законопроектом устанавливаются нормы, повышающие и ответственность учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН. Кроме того, будут установлены четкие пределы ответственности государственного регистратора прав и требований к замещающим такую должность лицам, одновременно с повышением их мотивации. Мы рассчитываем, что весь комплекс предложенных мер кардинально изменит качество сведений ЕГРН об объекте недвижимости и правах на него в лучшую сторону. При этом будут обеспечены полнота и справедливость взимания налогов на недвижимое имущество и, соответственно, расширена доходная база местных бюджетов.
- В последние годы на рынке строительства недвижимости потребители существенно рисковали при инвестировании. С помощью нового закона эти риски удастся нивелировать?
- Единый закон позволит повысить эффективность и прозрачность оборота недвижимости, что, естественно, приведет к снижению рисков инвестирования как в сфере строительства, так и в целом при реализации крупных долгосрочных инвестиционных проектов. При этом изменится и государственная учетно-регистрационная система. Кстати, этот закон обсуждался не только ведомствами, но и с регионами, и с общественными организациями. Из 77 субъектов 59 согласовали документ без замечаний, мнения других были учтены при доработке законопроекта. Кроме того, документ получил положительное заключение по результатам проведения оценки регулирующего воздействия и в целом был поддержан представителями бизнес-сообщества.