Расширение в России площадей, занятых под органическое земледелие, - это не дань моде и даже не реакция на европейские экономические санкции или мера, направленная на замещение импорта. Сельское хозяйство в нашей стране вплотную подошло к черте, когда накопленных проблем так много, что без их решения уже невозможно движение вперед. Речь о пересмотре отношения к производству сельхозпродукции в целом, бережном использовании водных ресурсов и цивилизованном обращении с землей и отходами животноводства.
В результате безудержного применения минеральных удобрений и ядохимикатов мы получаем деградацию и эрозию почвы. Однако применять другие виды удобрений мы не умеем и не можем в силу того, что законодательство обеспечивает дотации только производителям минеральных удобрений и сельхозпредприятиям, которые их используют. Это порождает ситуацию, когда отходы животноводства и растениеводства, которые являются прекрасным сырьем для производства органических удобрений, становятся колоссальной обузой, они "хранятся" на полях, отравляя все вокруг.
В России функционирует более 1800 крупных животноводческих предприятий и птицефабрик, ежегодный объем отходов превышает 700 млн тонн. Между тем птичий помет и свиной навоз отнесены к III классу опасности. На сегодняшний день общая площадь земель, занятых под "размещение" этих отходов, превышает, по данным министерства сельского хозяйства, 2,4 млн гектаров. Результатом становится загрязнение почв патогенами, антибиотиками и другими опасными веществами, далее стоки с этих полей попадают в водоемы, вызывая их цветение и эвтрофикацию. Кроме того, хранение отходов сельского хозяйства сопровождается выделением парниковых газов, в частности метана, который оказывает в 21 раз большее влияние на парниковый эффект, чем углекислый газ.
Все эти вопросы обсуждались в Общественной палате РФ на заседании "круглого стола" по вопросам органического земледелия. Результатом обсуждения стал перечень мер, необходимых для экологизации сельского хозяйства, решения проблем, связанных с переработкой отходов, и увеличения производства экологически чистой органической продукции.
В первую очередь необходимо создать действующую систему контроля за отходами сельского хозяйства и законодательно закрепить необходимость их переработки и утилизации. Для этого мы предлагаем ужесточить ответственность животноводческих и птицеводческих предприятий за предоставление недостоверной информации по объемам отходов, и параллельно упростить и стандартизировать систему нормирования. Дело в том, что сейчас в различных законодательных актах отходы животноводства и птицеводства причисляются к разным классам опасности. Кроме того, различные нормативы и подзаконные акты разных уровней часто входят в противоречие, что также необходимо привести к общему знаменателю.
Помимо этого мы предлагаем ввести амнистирование по штрафам за прошедший период для производителей сельскохозяйственной продукции, которые решат направить эти средства на внедрение современных технологий утилизации отходов. Надо дать сельхозпредприятиям возможность перейти на применение природосберегающих методов производства. Что же касается новых агрокомплексов, то мы считаем нужным законодательно закрепить необходимость проектирования и строительства сельскохозяйственных предприятий с учетом экологической составляющей, то есть дальнейшей установки оборудования по очистке и переработке всех отходов.
Второй комплекс инициатив связан с гарантиями возврата инвестиций в технологии по переработке отходов сельского хозяйства. Здесь необходимы разработка законодательных мер государственной гарантии и создание условий для привлечения инвесторов, в том числе и зарубежных. Важной мерой является и введение "зеленых тарифов" для биоэнергетических экологических проектов.
Наконец третий комплекс шагов направлен на поддержку использования органических удобрений и производства экологически чистой продукции, выращенной с их применением. Мы предлагаем внедрить меры по стимулированию производителей минеральных удобрений к тому, чтобы они осуществляли частичное перепрофилирование своего производства на органо-минеральные смеси. Кроме того, необходим постепенный перенос хотя бы части дотаций с предприятий, вырабатывающих минеральные удобрения, на предприятия, производящие органические удобрения.
Параллельно необходимо вести работу по регулированию самого рынка органической продукции. В частности, целесообразно создать систему лицензирования и выдачи "зеленых сертификатов" для продукции, произведенной с использованием органических удобрений. При этом компаниям, которые работают по "зеленым" стандартам, с нашей точки зрения, должен быть обеспечен приоритет на рынке.
В случае согласия правительства с этими инициативами мы готовы предоставить развернутые предложения по каждой из перечисленных мер и подготовить совместно с профильными министерствами и ведомствами проекты изменений в соответствующие нормативные правовые акты.