По мнению экспертов, законопроект нуждается в существенной доработке, иначе он может повторить негативный опыт нормативно-правовых актов, регламентирующих создание территорий опережающего развития (ТОР). "Сейчас документ ориентирован на то, что меры господдержки предполагается предоставлять не конкретным компаниям, а фактически искусственно созданным территориям. То есть основной посыл идет не на поддержку инвесторов, которые готовы развивать конкретные проекты и которые понимают, где это делать и как, а на абстрактную конструкцию", - заявил руководитель экспертной группы при комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Максим Довгялло.
Также в ОП РФ уверены, что закон не должен быть рамочным. "В законе прописаны общие системные принципы, но нет конкретных механизмов. И если его продолжать рассматривать в таком виде, то после его принятия мы потратим еще пять лет на составление подзаконных актов, в которых будем прописывать механизмы", - отметил Сергей Фахретдинов, член комиссии ОП РФ по вопросам инвестклимата. Однако директор департамента стратегического развития минпромторга Василий Осьмаков указал, что законопроект изначально планировался как рамочный и должен привести промышленную политику к "общему знаменателю": "Сейчас нужен системный закон, который установит правила игры, создаст новые институты, определит правила государственной поддержки". По его мнению, в законопроекте есть места, которые необходимо править, и министерство готово рассматривать все предложения.
В законопроекте все достаточно конкретно описано по сравнению с предыдущими версиями, он доработан более чем существенно. И все возможные меры поддержки, которые имеют место быть - поддержка инновационного развития, прямая финансовая поддержка, непрямая финансовая поддержка через льготы, поддержка через индустриальные парки и кластеры, - в документе обозначены. "Самая большая проблема законопроекта в том, что он исходит из наличия сегодняшних возможностей минпромторга, - заявил "РГБ" член президиума "ОПОРЫ России", руководитель рабочей группы по промышленности Николай Дунаев. - Но это не отвечает интересам общества и промышленности страны. KPI (ключевые показатели результатов) (мы предлагаем перечислить в качестве примера: полный переход на импортозамещение по упаковочным материалам, домашней утвари, садовому инвентарю, производству фурнитуры одежды и мебели) по этому закону должен быть конкретным. "ОПОРА России" совместно с ОНФ продолжает экспертизу законопроекта и настаивает на обсуждении таких ключевых показателей, как, скажем, промышленный рост на 30% за пять лет с полным импортозамещением по таким-то ОКВЭД и т.д. Пусть это займет больше времени, но мы поставим абсолютно конкретные задачи, в интересах которых закон должен работать".
Такой базовый федеральный закон и не должен содержать подробного описания конкретных механизмов и процедур, полагает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг": "Достаточно, что тут определен перечень основных мер поддержки промышленности и распределена ответственность за их выполнение по уровням власти. То есть закон формирует системную основу промышленной политики, а для его конкретной реализации еще предстоит выпустить целый ряд постановлений правительства РФ, приказов федеральных министерств, нормативных актов регионального уровня и т.д. И тогда закон начнет реально работать". Примерно по такой схеме шло развитие нормативно-правовой базы и по многим другим разделам российского законодательства.
"Скелет" закона по российским нормам законотворчества более чем оптимальный. Проблема скорее в том, что нормы российского законотворчества отстали. "Они пишутся для того, чтобы написать документ, а не для того, чтобы достичь понятных целей. А закон - это все-таки инструмент достижения какой-либо цели. Надо ставить потезисно цели и для их достижения брать ответственность за результат и писать под это закон. И тогда ни у кого не будет возникать вопросов. А сейчас к нему можно придраться с абсолютно любой точки", - говорит Николай Дунаев.
Глубоких противоречий в законопроекте нет. Но есть некоторые неточности, которые надо внимательно вычитывать и устранять до момента окончательного принятия. Например, документ предписывает создавать новые индустриальные парки с учетом стратегии регионального развития РФ. Но Закон N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ" не предусматривает такого вида стратегии, хотя есть близкий по смыслу документ - стратегия пространственного развития РФ, который, видимо, и имелся в виду. "В законопроекте есть положение об использовании конкурсных механизмов при предоставлении субсидий из федерального бюджета. Желательно уже на этой стадии сформулировать набор допустимых критериев, которые могут использоваться для принятия таких решений. Достаточно сделать это рамочно, как, например, в законах о государственных закупках и о концессиях", - пояснил "РГБ" Фурщик.