Ученые Петербурга: Без новых кадров мегагранты потеряют смысл

За время проведения открытого конкурса на получение грантов правительства РФ - с 2010 года - из федерального бюджета выделили уже около 20 миллиардов рублей. Финалистами конкурса стали и три крупных петербургских вуза - СПбГУ, ИТМО и Политех, где появились новые лаборатории во главе с ведущими мировыми учеными, отобранными на конкурсной основе.

Лиха беда...

Cейчас кто-то из этих ученых, прозванных "мегагрантниками", свой грант уже отработал, у кого-то срок заканчивается, и пока остаются открытыми вопросы: будут ли продолжать этот проект и сколько еще у него будет этапов?

- Более половины создаваемых на эти деньги лабораторий носят сугубо прикладной характер, - рассказал директор департамента науки и технологий министерства образования и науки РФ Сергей Салихов.

Среди результатов проекта мегагрантов Сергей Салихов назвал разработку, благодаря которой недавно в Кубанском мед-университете провели пересадку искусственной трахеи молодой пациентке, вернув ей голос. Работа велась под руководством профессора из Стокгольма Паоло Маккиарини.

- Есть примеры, когда ученые работали с бизнесом напрямую. Так, профессор факультета машиностроения университета штата Северная Дакота Искандер Ахатов, который за время работы в России создал научный центр в Башкирском государственном университете и остался в нашей стране, сейчас занимается созданием нефтегазового направления в Сколково. Ученые его лаборатории плотно сотрудничают с нефтегазовыми компаниями, - отмечает Салихов.

- За четыре года в СПбГУ приехали 20 ведущих ученых из 20 стран. Еще два с половиной года назад общая стоимость лабораторных комплексов вуза не превышала 100 миллионов рублей, - рассказал ректор университета Николай Кропачев, - сейчас же она составляет уже четыре миллиарда. К тому же к семи открытым на средства мегагранта лабораториям добавились шесть своих, для чего вуз выделил свои средства.

Денег на все не хватит

О том, что средства мегагрантов не могут обеспечить полностью работу новых лабораторий, говорил и руководитель международного научно-образовательного центра "Физика наноструктур" Университета ИТМО профессор Тринити колледжа в Дублине Юрий Гунько. Более половины дорогого оборудования для этого центра ИТМО закуплено не на деньги мегагранта, а на собственные средства университета. Это помогло вплотную заняться работой над производством сенсорных материалов для быстрого анализа качества лекарственных препаратов. Как пояснил ученый, когда патентная лицензия на основное производство препарата заканчивается, начинается производство дженериков, которые делают в основном в Индонезии, Индии и Китае. Поэтому контролировать их качество особенно важно.

В рамках проекта в России открылось 160 лабораторий - цифра, сравнимая с количеством лабораторий в хорошем университете

- Надеюсь, у нас получится создать метод экспресс-контроля этих препаратов. Наша задача сейчас - разработать и довести до производства новые сенсорные материалы, которые позволят быстро анализировать качество лекарственных препаратов. И без дополнительных денег университета средств в рамках мегагранта на все бы просто не хватило, - отмечает Юрий Гунько.

Если смотреть глубже

- Мегагранты привлекают профессионалов, которые требуют определенных условий работы, - рассказал директор научно-исследовательского комплекса "Нанобиотехнологии" Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Михаил Ходорковский. - При этом эти люди не привыкли решать организационные вопросы, традиционные для нашей страны.

Ходорковский привел пример: для экспериментатора важно всегда вовремя и быстро получать необходимые для работы материалы. Однако тут возникает проблема, связанная с закупкой и таможенными процедурами. На решение всех формальностей уходит много времени.

- В нашей стране пока не выработали никакого решения этого вопроса.У ученых-экспериментаторов все еще много проблем , - подытожил он.

- Поначалу наша работа с мегагрантами подчинялась закону о госзакупках, который обязывал нас проводить аукцион, - рассказал профессор Женевского университета Станислав Смирнов. - Но представьте себе аукцион на закупку необходимых реактивов - его теоретически провести почти невозможно. Бывают такие реактивы, которые производит одна-единственная фирма в мире, получается, что в конкурсе есть коррупционный элемент... Так быть не должно, мы пытались донести эту мысль до властей, и вот месяцев за восемь все-таки приняли поправку в закон, прописав правила закупки по грантам. Это многое упростило, но таких проблем еще много, решать их будут медленно, а работать надо уже сейчас.

Пока все участники проект хвалят, и ученые склоняются к тому, что мегагранты нужно выделять и дальше, а не ограничиваться четырьмя "волнами". Однако, по словам Станислава Смирнова, пока в рамках проекта по всей стране открылось только 160 лабораторий различной направленности, что для экспериментальной науки в масштабах России, конечно же, очень мало - эта цифра сравнима с количеством лабораторий в хорошем университете. И каждой из этих лабораторий приходится решать свои проблемы.

Ученые сходятся во мнении, что важно создать все условия для работы в России и не допустить, чтобы молодые кадры уезжали за рубеж. Нужно, чтобы молодой специалист понимал: у него здесь есть и будет работа и возможность развиваться.

По словам ученых, если не будет людей для работы в лабораториях, то мегагранты теряют свой смысл и превращаются просто в бессмысленную трату денег.