Основная специфика строительной отрасли заключается в том, что в момент заключения контракта невозможно оценить будущий результат в полном объеме. При закупке товаров заказчик получает их в свое распоряжение немедленно и может проверить качество поставки. При заключении контракта на сооружение объекта капитального строительства результат отложен по времени на несколько лет, поэтому особое значение приобретают гарантии его достижения. ФЗ-44 содержит положение о том, что для особых видов торгов в условиях контракта могут быть прописаны дополнительные требования, в том числе опыт и профессиональная репутация компании-участника. Однако в нем не содержится разъяснений, каким образом это условие может быть учтено.
- Вероятно, необходимы подробные разъяснения: кто, на каком основании и какими документами подкрепляет опыт и деловую репутацию претендента, - полагает генеральный директор Национального ситуационного центра развития саморегулирования "Специальный Ресурс" Владимир Шахов. - В свою очередь эксперты по данному вопросу тоже должны иметь подтвержденное право выносить такого рода оценочные суждения, то есть иметь аккредитацию. А чтобы получить такие права и выдавать документы, прибавляющие очки участникам конкурса, необходимо опираться на национальный стандарт и систему сертификации.
По мнению профессионального сообщества, для строителей, работающих в области государственного заказа, предпочтительно разработать отдельный нормативный документ, подробно разъясняющий все нюансы и не оставляющий пространства для свободного толкования и - тем самым - коррупции. Лучше всего, если он будет в статусе закона.
- Полностью вывести строительную отрасль из-под действия 44-ФЗ и создать для нее отдельный закон о строительном подряде - оптимальное решение, - полагает кандидат технических наук Виктор Кривошонок, президент СРО НП "Строительный ресурс". - Говорят, что откаты в регионах составляют гигантскую часть расходов, доходят до 25% от цены контракта. Если во главу угла будет поставлена не цена контракта, а квалификационные требования к участникам конкурсных процедур, в том числе по количественным показателям и материально-технической базе, квалификации персонала, пространства для злоупотреблений станет значительно меньше.
Давать оценку качественным показателям работы строительных компаний на государственном уровне в настоящее время позволяет национальный стандарт "Оценка опыта и деловой репутации строительных компаний". За выдачу сертификата на соответствие стандарту, который позволит подрядчику работать на рынке государственного заказа, компания-эксперт будет нести не только материальную, но и репутационную ответственность. В этом случае наиболее предпочтительно отдать данную сферу деятельности коммерческим структурам, которые заинтересованы в длительной работе на рынке и привлечении новых клиентов.
При этом важно понимать, что строгие квалификационные требования и необходимость сертификации не создают препятствий для выхода на рынок новых игроков. Продвижение в этом случае, как полагает Владимир Шахов, может быть основано на европейской модели, когда небольшая компания сначала выступает как субподрядчик по одному виду работ, затем по комплексному освоению объекта, а после приобретения необходимого опыта и навыков получает сертификат и становится полноправным участником конкурсных процедур на право заключения государственного контракта.
В России пока существует единственная компания, которая обладает правом сертификации строительных компаний по национальному стандарту "Оценка опыта и деловой репутации строительных компаний". Это - специально созданное ЗАО "Институт деловой репутации". Оценивать востребованность этой услуги пока преждевременно, поскольку новый ГОСТ начал действовать только с 1 сентября нынешнего года. По всей вероятности, возможность сертификации все же должна быть закреплена в законе - будет ли это 44-ФЗ или отдельный закон о строительном подряде. Но самое главное - должен быть принят закон о стандартизации в РФ, который на днях был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.
Важно также понимать, что национальный стандарт по оценке деятельности строительных компаний может стать основой для разработки межотраслевого стандарта в области предоставления всех видов услуг, поскольку в любой сфере деятельности - от фармацевтики до сельского хозяйства - возможно унифицированно оценить объем и качество выполненных ранее работ, количество персонала и техники. В этом случае сертификация станет фильтром для допуска к работе с госзаказом во всей сфере услуг. Инициировать создание такого межотраслевого стандарта планируется на первом национальном "круглом столе" по вопросам стандартизации, который пройдет в Москве 30 октября под руководством Росстандарта. Там же будет поднят вопрос о создании Национального репутационного комитета, который сможет не только продвигать идеи, но и выступать третейским судьей в случаях, когда возникают сомнения в правомочности выдачи сертификатов или других конфликтных ситуациях.