Новости

В МХТ им. Чехова появилось кабаре "19.14"
Сочинить спектакль к военной дате - дело, казалось бы, нехитрое. Но если речь идет о Первой мировой, для молодого отечественного режиссера - почти невыполнимое. Война, с которой начался XX век, которая перевернула жизнь человечества, для России надолго осталась маргинальной. Последовавшая за ней революция и гражданская война вытеснили из памяти ужасы страшной мировой бойни, напрасный и несчастный героизм царской армии, почти обеспечившей победу Антанте и сгинувшей на полях домашней распри.

Александр Молочников придумал форму привлекательную и опасную - кабаре, или политическое ревю. Прекрасные тексты зонгов к нему написал Дмитрий Быков, музыку придумал Роман Берченко, над текстами конферанса потрудились драматурги и сценаристы Александр Архипов и Всеволод Бенигсен, автором идеи указана сотрудница Французского посольства Ольга Тарарина, исполнительным продюсером - помощник худрука МХТ Ольга Хенкина, а художественным руководителем всего проекта - Евгений Писарев.

"Что вообще я знаю о Первой мировой, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и что на ней впервые был использован отравляющий газ?" - на этот вопрос Александр Молочников и пытается ответить в острой и пикантной форме кабаре. Фигура странного и демонического шута и рассказчика, выбрасывающего то французский, то немецкий, то российский флажки, с гримасами заговорщика, намекающего на нынешнюю войну и провоцирующего зал немыми вопросами - хотят ли русские войны, - цементирует все зрелище. Артем Волобуев, уже не первый год работающий в театре, впервые открывается здесь как блестящий актер, действуя с отчаянным бесстрашием, переходя от бравурных острополитических эскапад к философской арлекинаде и площадному фиглярству, между делом создавая образ циничного и смятенного жителя ХXI века, которому дано слишком многое знать, но мало что понимать. Все, что ему остается - фиглярничать на руинах исчезнувшего мира, то истерично, то горестно.

Форма кабаре бывает порой идеальной для того, чтобы передать всю бессмысленность войны

Трое друзей-парижан со своими женами, пара немецких интеллектуалов и туповатый баварский крестьянин-патриот готовы вступить в войну за отечество, только молоденький немецкий паренек-деревенщина Ганс (Павел Ворожцов) все никак не может понять, чем судьба родины, защищать которую его гонит отец, важней его единственной и такой юной жизни.

Когда на этой странной войне, во время которой враждующие армии не продвигались дальше, чем на несколько сот метров, неизменно откатываясь назад, немецкий профессор философии и его восторженный адепт из парижского университета, пофилософствовав и передав приветы коллегам, расходились по своим окопам, они уже совсем не понимали, что именно заставило их здесь оказаться. Кажется, именно форма кабаре (чего стоит хотя бы знаменитый фильм с одноименным названием) бывает порой идеальной для того, чтобы передать всю бессмысленность войны. Авторы проекта явно учитывали фон, на котором публика будет смотреть историю столетней давности, с нескрываемым удовольствием проходясь по нервам зрителей - легко, едва-едва касаясь самых болезненных злободневных сюжетов. Название "19.14" одновременно отсылает к злосчастному году начала войны и времени, когда обычно начинаются спектакли в московских театрах.

Александра Молочникова, кажется, не столько вдохновлял роман Ремарка "На западном фронте без перемен", сколько горький и пацифистский фильм молодого Кубрика "Тропы славы". По крайней мере, когда вернувшийся с фронта глуповатый француз Жан (Артем Быстров), поет финальную песенку о войне, его ноги пускаются в истерический канкан, тем более страшный, чем менее их хозяин понимает, где был и откуда вернулся.

Все - от блестящего Артема Волобуева до Евгения Сытого, сыгравшего здесь папашу-патриота - открылись в спектакле какой-то новой стороной, а режиссер и актер Александр Молочников сделал сильную заявку на место в профессии, теперь от него будут многого ждать.