21.10.2014 23:56
    Поделиться

    Оскорбленные инвалиды потребовали извинений от главы Амурской области

    Судебный иск двух жителей амурского захолустья к губернатору региона вобрал в себя всю прозу местной жизни. Это многолетнее наплевательство власти на целый поселок, с ее беспрерывной кадровой чехардой, воловье терпение людей и человеческие амбиции...

    Новость о том, что двое жителей отдаленного поселка Большой Невер подали в суд на главу региона и требуют от него публичных извинений и моральной компенсации, произвела, хоть и ненадолго, эффект бомбы. Подобного амурский "белый дом" не помнит за всю историю своего существования.

    Большой Невер - это хаотично раскиданные улицы, хрустальной чистоты горная речка и вечный шум поездов.

    В это трудно поверить, но при развитом социализме в поселке жило более двенадцати тысяч человек. Здесь начиналась легендарная Амуро-Якутская магистраль. Вереницы торговых баз, автопредприятия, выполняющие рейсы по региону, - это все было составной частью поселка. Его умирание совпало с началом строительства БАМа. Дорога железная победила гравийку. Сегодня в Невере живет чуть более тысячи человек. "Градообразующие" предприятия - полунищая социалка.

    Здесь никогда не было приличной школы. С 1957 года местный храм знаний ютился в кособокой, с горбатой крышей, двухэтажной времянке. В ее классах-клетях выросли целые поколения. Первой не выдержала стена в кабинете физики - она уехала на метр в сторону речки.

    - Здание держалось на подпорках, металлических стяжках и честном слове, - говорит Елена Чернышова, директор Неверской школы. Она шестнадцать лет стоит у ее ветхого руля и знает все ее скрипы и трещины.

    Двадцать лет назад рядом со школой-калекой власти решили строить новую. Созидательный процесс застопорился после того, как выкопали котлован, который тут же залили грунтовые воды. И два десятка лет тут квакают лягушки. Минувшим маем в поселок пришла весть, что школа закрывается. Ее состояние признано аварийным.

    Главный бунтарь поселка Анатолий Лунев - инвалид второй группы, несколько лет назад он потерял кисти обеих рук. Анатолий в поселке числится в оппозиционерах местного масштаба. Он, не боясь, ругает власть, громко говорит о проблемах, обличает виновных.

    Примерно через месяц после вынесения школе приговора Анатолий организовал массовый пикет жителей поселка, на который съехалась едва ли не вся районная полиция...

    Люди справедливо требовали строительства новой школы. Для усиления момента решили провести одиночный пикет у "губернаторского входа" в здание областного правительства. Жительница Невера Ольга Калинина несколько часов стояла у здания обладминистрации с плакатом, на котором было написано требование построить новую школу. Ольга - мать двух учениц, и вопрос, где и как пройдут "школьные годы чудесные" для ее детей, женщину очень даже волнует.

    - Страху натерпелась. Ко мне подбегал крепкий мужчина и спрашивал, почему я тут устраиваю майдан. Какой майдан? Детям учиться негде, - пожимает плечами Ольга.

    И тем не менее общественный протест стал для местных чиновников "волшебным пенделем". Нашлись деньги, и пустующее здание бывшей поселковой больницы быстро переоборудовали под временную школу.

    Она встречает новым крыльцом, запахом ремонта и гулом ребячьих голосов.

    В конце августа во взбунтовавшийся поселок приехал и губернатор Олег Кожемяко. Он встретился с жителями, обещал, что школу обязательно построят. "Оппозиция" настаивала, чтобы "счастливое детство" началось как можно быстрее, в следующем году. Губернатор разводил руками, объяснял, что в такие сроки школу построить просто нереально, и видимо, разгорячившись, посоветовал жителям "не обращать внимания на полубольных людей".

    -Это мы-то полубольные? - чуть ли не в один голос вопрошают Ольга Калинина и Анатолий Лунев. - Помыкался бы он с наше в нашей дыре. Посмотрели бы, как он заговорил... Двадцать лет нас местные власти не замечали: то землетрясение, то наводнение, то пожары... Всегда находись причины.

    Повозмущавшись, они подали в Благовещенский городской суд исковое заявление с требованием от Олега Кожемяко публичных извинений и выплаты морального вреда - по сто тысяч рублей каждому.

    Иск разделил поселок надвое. Одни поддерживают истцов, другие считают этот шаг издержками самолюбия.

    - Нам очень обидно, что губернатор с нами даже не встретился, не поговорил. Потом, эта фраза о полубольных людях - как ожог сердца, - говорят истцы.

    На мой вопрос Анатолию Луневу, как он будет доказывать в суде, что некорректное словосочетание "полубольные люди" относилось именно к нему, тот ответил неуверенным тоном, что сейчас рано раскрывать все карты.

    Впрочем, на видимых "козырях" конфликта масти уже прослеживаются четко.

    Очень хочется, что бы эта история стала уроком для власти.

    Двадцать лет строить школу, даже для Приамурья, где за эти годы сменилось девять губернаторов - непозволительная управленческая неповоротливость. Десятилетиями не замечать целый поселок - наплевательство. Не говоря уже о том, что любой руководитель обязан быть крайне корректен в публичных репликах...

    Сам губернатор Олег Кожемяко к иску относится спокойно.

    -Этот иск - пиар чистой воды, - заявляет он. - Во-первых пусть докажут, что эти слова относились именно к ним, что именно они и есть полубольные люди. А во-вторых, работа началась, школу обязательно построим, но требовать немедленного новоселья просто нереально. Есть проектные и технологические решения, которые не перепрыгнешь.

    С формальной точки зрения, может, и прав губернатор. Только жители далекого поселка хотели от власти просто человеческого участия в их нелегкой жизни. И никак уж не рассчитывали получить от него медицинский диагноз...

    Поделиться