...Он еще нескладный и голенастый, как и положено шестимесячному жеребенку. Косит испуганным глазом на рукоплещущие трибуны и явно не прочь взбрыкнуть и ускакать подальше от пугающего шума. Малыш Аполлон не понимает, что он - живое чудо, рожденное благодаря современным технологиям селекции от скакуна, умершего более 40 лет назад...
Арабского скакуна по кличке Раафат в 1963 году Никите Хрущеву подарил президент Египта в знак благодарности за помощь в строительстве Асуанской плотины. В России жеребец получил другую кличку - Асуан. Его поселили на Ставрополье, на Терском конном заводе. Редкой красоты и грациозности жеребец был признан лучшим в мире, дал более 350 жеребят, 70 из которых вошли в элиту мирового коневодства. Он принес советской казне миллионы рублей - больше 100 потомков Асуана были проданы за границу. Коневоды говорят, что денег хватило бы Асуану на памятник из золота во весь его лошадиный рост.
Знаменитый "араб" прожил на конезаводе 25 лет, а когда пал, его похоронили на территории конезавода с высшими почестями - стоя, в попоне и уздечке. Когда Асуан был уже в почтенном возрасте, в НИИ коневодства России заморозили его биоматериал, который хранился там 46 лет. И, как оказалось, не напрасно.
- Когда мы узнали, что в НИИ коневодства хранится замороженный биоматериал наших знаменитых жеребцов Асуана, Муската, Момента и Машука, мы выкупили у них все дозы, - рассказывает главный зоотехник Терского конезавода Ольга Бирюкова. - И в 2012 году мы решили провести эксперимент - получить жеребят.
По словам Бирюковой, биоматериал обошелся недорого - качество семени было невысоким, и шансы получить живое потомство казались утопией. Но все равно решили попробовать, чтобы возродить племенное потомство конезавода после упадка. Для этого пришлось просить разрешение у Всемирной организации арабских лошадей WAHO: если лошади нет в живых, по правилам, ее семя использовать нельзя. Но поскольку речь шла о легендарных арабских скакунах, WAHO решила сделать исключение.
Уникальный эксперимент проводили в стенах Терского конезавода, на собственном оборудовании. Сначала удалось получить трех жеребят "из пробирки" от Муската и Машука. Когда стало понятно, что малыши получились здоровыми и жизнеспособными, приступили к главному эксперименту - получению потомства от Асуана. Были оплодотворены четыре кобылы, но только одна из них 29 января родила здорового жеребенка. Все лето Аполлон с мамой обитал на горных пастбищах и к своему первому "выходу в свет" хорошо подрос. Когда его провели перед трибунами, специалисты были единодушны: Аполлон очень похож на своего отца. У него тонкие длинные ноги, характерная "восточная" голова. И все шансы вскоре стать звездой российского коневодства.