Раньше она включала лишь фотогалерею и архивные документы. Теперь же ее центром стал специальный кинозал, в котором транслируется документальный фильм об истории еврейского народа с начала 80-х годов прошлого века до десятых годов XXI века. Музей остается верен своему главному принципу - рассказывать об истории увлекательно, учить, привлекая современные мультимедийные технологии.
Еврейский музей, разместившийся в Бахметьевском гараже, известен тем, что это не просто собрание артефактов, предметов эпохи, документов, фотографий, книг, но и огромные витрины, на которые проецируются фильмы и фотографии, экраны, превращенные в электронные книги, которые смело можно листать, интерактивные консоли…
Выставочное пространство разделено на 12 залов, рассказывающих об истории России с конца XVIII века до наших дней через призму культуры, традиций и быта еврейского народа. Все архитектурные конструкции, в том числе фрагмент интерьера синагоги или дома в типичном местечке создают мощный эффект присутствия. Аудиоэффекты органично дополняют высокотехнологичный визуальный ряд, и музей перестает быть привычным собранием припорошенных пылью вещей.
Фильм в обновленном зале "От перестройки до наших дней" транслируется на большом панорамном экране. Сначала зритель видит фрагмент советской гостиной - стены, оклеенные обоями, и в центре - телевизор "Рубин". Так что первые кадры мелькают на экране воображаемого "Рубина", а затем пространство расширяется, и изображение транслируется на всю ширину.
- Павильон полностью изменил контент и форму подачи, - рассказал "РГ" генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин Александр Борода. - Теперь это закрытый павильон, в котором люди садятся на трибуны и видят фильм с элементами хроники, который расскажет об истории еврейского народа от конца застоя до наших дней. Большой экран в кинозале раскрывается на 180 градусов. Сам фильм фрагментарно дает эмоциональное и информационное впечатление от того, что происходило, и показывает разницу между разными эпохами.
В небольшом пятнадцатиминутном фильме отразились все чаяния, надежды и страхи представителей еврейского народа, живущего в СССР и ставших свидетелями краха огромной империи. С одной стороны, обнадеживали перемены, с другой стороны, пугала неизвестность. О том, что происходило в те годы, в фильме рассказывают музыкант Андрей Макаревич, поэт Лев Рубинштейн, журналисты Николай Сванидзе и Михаил Идов, кинопродюсер Сэм Клебанов, бизнесмен Виктор Вексельберг и другие.
На заре 80-х не покидала мысль о том, что застой будет длиться вечно.
"Казалось, что Брежнев будет у руля еще 800 лет", - говорит в фильме Андрей Макаревич. Генсеки уходили один за другим, и в СССР наступила перестройка, а за ней спад волны антисемитизма. Первые годы прошли с привкусом эйфории: открывались синагоги, школы, где обучение велось на иврите, многие перестали думать об эмиграции. Но наступил дефицит, росли очереди в магазинах, а с ним и градус недовольства в обществе, активизировалась русская ультраправая организация "Память", организовывавшая митинги и еврейские погромы. "В очереди за хлебом или колбасой обязательно вспомнят, кто ты, откуда ты и куда тебе надо уехать", - комментирует в фильме Лев Рубинштейн.
И снова прокатилась волна эмиграции. Евреи спешно покидали СССР. Германия, США, Израиль становились для них вторым домом. В 1987 году по израильским визам из Советского Союза выехали 8080 человек, в 1988 году - 19 251, но пик пришелся на 1990-й год - тогда уехали 204 700 человек.
Распался СССР, и снова страх и неопределенность - оставаться или уезжать? Некоторые уезжали в сопредельные республики и сталкивались с новой проблемой: "Мы больше не советские евреи. Но кто мы теперь?". Приезжая в бывшие советские республики, евреи становились носителями русской культуры и русского языка, но в бывшем СССР коренные народы стремились к восстановлению собственной национальной идентичности. И евреев там тоже никто не ждал.
И только 90-е принесли долгожданные перемены: из паспорта исчезла графа "национальность", была объявлена свобода вероисповедания, контакты с представителями религиозных еврейских общин начали поддерживаться на правительственном уровне.
"Очень хотелось бы, чтобы каждый, кто придет в этот зал, задумался о ценности и смысле человеческой жизни, личности, - отметил на открытии экспозиции Виктор Вексельберг. - Период от перестройки до наших дней - период неоднозначный, турбулентный в нашей истории. Очень хотелось бы, чтобы наши дети, часто спрашивающие "а как это было?", посещали этот музей и открывали новые страницы истории и узнавали правду".