"Забавы в стиле рококо", "Руады" и "Фантазия на босу ногу" - три двадцатиминутных спектакля из отдельных номеров передают настроение XVI века, каким оно видится из сегодняшнего дня. Пока одни "приземляют" классические балеты, стремясь приблизить их к прозе жизни, другие ищут поэзию в выросшем из обыденных телесных практик contemporary dance. Ведь танцевать "высоким штилем" можно и без пуантов.
Под изысканные произведения Боссе, Рамо и других европейских композиторов юные воронежские танцовщики поиграли в галантность. Вышло мило, местами забавно и в целом непринужденно. Хотя было заметно, что не всем участникам действо далось легко, поэтому спектакль приобрел ироническую окраску. Лучшим исполнителем оказался постановщик - Антипов вышел на сцену с коротким, но эмоционально насыщенным "монологом". До показа Дмитрий признался, что танцевать намерен только на премьере: дальше, мол, ребята и сами справятся. Если его эпизод останется в спектакле, найти равноценную замену будет сложновато…
Вечер составили из работ, сделанных в разное время для разных театров России. Например, одну из миниатюр в "Руадах" исполняли в Большом, другие ставились в Екатеринбурге и Красноярске. За бурлескный мини-балет в стиле рококо (первоначально он назывался "Салат, шляпка и скандал") Антипов год назад получил "бронзу" на всероссийском конкурсе хореографов имени Ю. Н. Григоровича. Ну, а "Фантазия на босу ногу" (один день из жизни бродячих артистов) создана совсем недавно специально для Воронежа и нигде пока не демонстрировалась. Более того - и сочинения Антуана Боссе, на которые положен этот спектакль, в России публично не звучали, подчеркнул Дмитрий Антипов.
Однако на яркое новаторство хореограф здесь не претендовал: барочная музыка в последние годы не раз привлекала внимание балетмейстеров, и поскольку она диктует определенную пластику, каждый последующий балет не свободен от цитирования, сознательного или невольного. В данном случае у "продвинутого" зрителя (да хотя бы у того, кто смотрел известные одноактные постановки на I Платоновском фестивале в 2011 году) неизбежно возникают ассоциации с "Шестью танцами" Иржи Килиана. "Это не копирование, а обучение, - пояснил Антипов, - я стараюсь впитывать разную стилистику и символику".
Стоит отметить, что большинству воронежцев эта стилистика и символика пока не знакома, так что учиться на нашей сцене вполне уместно. В театре оперы и балеты планируют организовать нечто вроде лаборатории для перспективных постановщиков.
Что до знатоков, то на премьере "Необарокко" они охотно закрывали глаза на технические огрехи солистов, небольшие накладки со звуком (музыка шла в записи) и светом (временами артисты оказывались в явно не художественном сумраке). Учитывая трудности с финансированием театра оперы и балета и его кадровые проблемы, любая новая постановка здесь радует по определению. Ну, а когда она ориентирована на новое поколение танцовщиков и зрителей, событие приобретает особую значимость.
- Мы стремились отключить людей от повседневности и погрузить в сказку, в которую хочется верить. Постмодерн затянул нас в поиск неверных истин - а где место свету? Еще одна задача - дать публике почувствовать вкус к театру. Это как в еде. Ты попробовал кусочек чего-то изысканного и восклицаешь: "Как, уже кончилось, так быстро? А можно еще?.." - пояснил Дмитрий Антипов суть своего спецпроекта. - Я не люблю расставлять точки, предпочитаю вопросы и многоточия. Но в этом вечере, пожалуй, подвожу какие-то итоги последних пяти с половиной лет, которые прошли для меня под знаком необарокко. Мне кажется, стиль стал более внятным, движения - более говорящими. Однако вывод за публикой. Если воронежцам понравится, мы продолжим работу. Будем показывать барочные балеты и придумывать новые - исходя из той тематики, которая привлечет зрителя.