22.10.2014 10:46
    Поделиться

    В Крыму проекты дороже 100 млн рублей получат налоговые льготы

    В Крыму проекты дороже 100 миллионов рублей получат налоговые льготы
    На реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" из федерального бюджета будет выделен 681 миллиард рублей. За счет чего удастся преодолеть 20-летнее отставание полуострова от материковой части России, в интервью "РГ" рассказал заместитель министра по делам Крыма Андрей Соколов.

    Андрей Геннадьевич, почти две трети от общего объема ФЦП - 418 миллиардов рублей - планируется вложить в модернизацию транспортной системы Крыма. Почему ей досталась такая солидная доля?

    Андрей Соколов: Эксперты не стесняются в оценках нынешнего состояния транспортной инфраструктуры Крыма. Фактически она существенно не изменилась после распада СССР. Кое-что делалось, но результаты практически не заметны на фоне всеобщего удручающего состояния. И поэтому ФЦП ставит в качестве главной задачи развития полуострова снятие инфраструктурных ограничений. Прежде всего, это транспорт, а второй животрепещущий вопрос - энергетика. Энергетическая проблема будет решаться двумя путями: строительством собственной генерации и включением энергосистемы Крыма в энергосистему всей страны. На полуострове будет построено две газотурбинные электростанции совокупной мощностью порядка 880 мегаватт, которые практически полностью обеспечат потребности Крыма в электроэнергии. Сейчас площадки выбираются, но предположительно это будет Симферополь и Севастополь. Кроме того, будет проложен подводный кабель с материка, который не только включит Крым в энергосистему РФ, но и обеспечит резервную подачу электроэнергии на полуостров.

    Какое решение принято для обеспечения полуострова пресной водой?

    Андрей Соколов: Конечно, с точки зрения экономики и здравого смысла поставки воды из Днепра по Старокрымскому каналу - это идеальный вариант. Однако, к сожалению, политическая ситуация вносит свои коррективы, и в настоящее время поставок воды из Украины нет. Поэтому мы должны обезопасить Крым и крымчан от политических настроений в соседнем государстве и решить вопрос водоснабжения за счет собственных средств. Программой предусмотрен целый комплекс мероприятий по устойчивому обеспечению Крыма пресной водой за счет собственных ресурсов, то есть артезианских скважин и опреснения воды Черного моря. Сейчас ведутся геологические изыскания, прорабатывается окончательный вариант того, как будет выглядеть водный каркас и схема водоснабжения полуострова.

    А как Россия намерена развивать крымские порты?

    Андрей Соколов: Для экономического развития Крыма очень важно наращивать грузооборот портов. В 2013 году суммарно пять портов Крыма - Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и Севастополь - обработали около 11 миллионов тонн. Это ничтожно мало. Для сравнения: под Петербургом порты Усть-Луга и Приморск обрабатывают около 63 миллионов тонн в год каждый. Сейчас, когда меняется вся мировая логистическая схема доставки грузов, морской транспорт объективно будет востребован для поставок из-за рубежа, в частности, из Турции.
    И, конечно, важным элементом работы портов должно стать пассажирское сообщение - и для развития туристического кластера, и, отчасти, для снятия нагрузки с автодорожной сети. Возможность перемещаться морем вдоль берега в советские годы была востребована, поэтому сейчас мы тоже будем этим заниматься.

    Рассматривается ли для портов Крыма вероятность введения визовой льготы по образцу Петербурга - 72 часа безвизового пребывания?

    Андрей Соколов: В Крыму льготный визовый режим будет действовать несколько иначе. В рамках законопроекта о создании в Крыму свободной экономической зоны предусмотрена возможность полностью безвизового посещения Крыма для граждан тех стран, которым требуется въездная виза в РФ - для приезжающих с туристическими целями, на срок не более 30 дней. Это уже согласовано с министерством иностранных дел РФ и Федеральной миграционной службой.

    Какие преимущества получит полуостров от создания свободной экономической зоны?

    Андрей Соколов: Преференции СЭЗ распространятся на ключевые отрасли экономики Крыма: промышленность, сельское хозяйство, туризм и логистику. Проекты стоимостью свыше 100 миллионов рублей (а если они реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства, то свыше 20 миллионов рублей) получат налоговые льготы. Закон о создании свободной экономической зоны - это лишь один из элементов инвестиционной инфраструктуры Крыма, которую мы будем создавать. Вообще же готовится целый пакет законопроектов из четырех документов. Помимо СЭЗ для Крыма также будет действовать режим свободного флага и удобного порта, где существенно упрощаются процедуры, связанные с перевалкой грузов и их таможенным оформлением. Там самым дается возможность для развития хабов на территории портов Крыма и для формирования в районе этих портов промышленных узлов, связанных с переработкой грузов.

    Справится ли с все возрастающей нагрузкой аэропорт в Симферополе?

    Андрей Соколов: В этом сезоне спрос на авиабилеты был очень высокий, но думаю, что аэропорт будет очень востребованным даже после того, как мы введем в строй мост, и часть пассажиров оттянет на себя наземный транспорт.
    Логистически аэропорт в Симферополе прекрасно расположен, транспортная схема очень удачная, и потому мы видим существенные перспективы развития транспортного узла. В ФЦП предусмотрены мероприятия по модернизации аэропортового комплекса, для создания полноценного аэровокзального комплекса планируется привлечение  крупного инвестора.

    Планируется ли регулировать на государственном уровне новое строительство в Крыму?

    Андрей Соколов: В разговоре со мной один крымчанин недавно сказал, что "Ялту спасет бульдозер", но это справедливо по отношению к большинству курортных населенных пунктов Крыма.
    ФЦП предусматривает концентрацию усилий в нескольких точках, где в перспективе будут сформированы туристические кластеры. Прежде всего, это территория Евпатория - Саки в западной части полуострова, а также Коктебель и его окрестности. Туда мы собираемся вкладывать большие деньги. Необходимо решить сейчас две основные задачи. Первая - это, опять-таки, приведение в надлежащий вид инфраструктуры - ЖКХ и улично-дорожной сети. Вторая задача - разработка архитектурной концепции развития этих территорий и подготовка необходимой градостроительной документации.

    Какие этапы будет включать в себя развитие туристических кластеров в Крыму?

    Андрей Соколов: В первую очередь это подготовка площадок для комплексного освоения территорий, а также мощная программа приватизации всего массива государственной собственности, в том числе в туристическом секторе - санатории, дома отдыха. Понятно, что есть какие-то ведомственные санатории, прежде всего силовых структур, они должны быть и развиваться, есть специализированные учреждения по реабилитации и медобслуживанию. Но в подавляющем большинстве случаев надо обязательно привлекать частный сектор, потому что состояние этих объектов ничем не лучше состояния инфраструктуры.

    Что в этом случае будет с госсобственностью Украины?

    Андрей Соколов: Она национализирована правительством Крыма и города Севастополя и сейчас является их региональной собственностью.

    Как потенциальные инвесторы будут участвовать в создании игорной зоны на территорию Крыма?

    Андрей Соколов: Решение о создании игорной зоны на территории Республики Крым уже принято, но конкретное место для нее пока не выбрано. Чтобы все это заработало, должен появиться инвестор, который сможет освоить некую территорию и сформировать игорную зону. Пока он не появятся и не будет выстроен весь проект, определять точное место нельзя. Неуспех прежних игорных зон в РФ явственно об этом свидетельствует.
    Но, по моему глубокому убеждению, никакой инвестор сам не придет ни в игорную, ни в портовую зону. С ним нужно работать, и занимать не выжидательную, а активную позицию. Известны и мировые операторы игорной деятельности, и российские, которые после вступления в силу соответствующего закона ушли на территории других государств. С ними нужно работать и обсуждать конфигурацию этой будущей зоны. Насколько мне известно, руководство Крыма уже над этим работает. А когда будет понятно, кто и что собирается делать, можно будет говорить о конкретной территории.

    Поделиться