Венгерским чиновникам запретили въезд в США из-за дружбы с Россией

Решение Вашингтона внести в черные списки более десяти венгерских чиновников - "госслужащих и людей со связями в правительстве", вызвало прогнозируемое возмущение в Будапеште. Тем более, как утверждала местная пресса, под санкции венгерского союзника по НАТО попали лица из ближайшего окружения премьера Виктора Орбана и высокопоставленные чиновники из налоговой службы. Судя по тому, что венгерские власти потребовали от Белого дома предоставить сведения, на основании которых были сделаны выводы о коррумпированности должностных лиц республики, до сих пор Вашингтон такой информацией с Будапештом не делился.

Поверенный в делах посольства США с красноречивой фамилией Андре Гудфренд повел себя отнюдь не по-дружески, отказавшись назвать имена людей, попавших в американский черный список. А срочно отправившийся за океан министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, несмотря на статус, не был удостоен аудиенции у госсекретаря США Джона Керри и был вынужден общаться с его помощником Викторией Нуланд. Той самой Нуланд, которая раздавала печенье на киевском майдане, а впоследствии немало сделала для того, чтобы помешать урегулированию ситуации на Украине. По итогам переговоров глава внешнеполитического ведомства Венгрии сделал заявление, которое продемонстрировало, что никакого примирения между Вашингтоном и Будапештом не произошло. Напротив, суть комментария Сийярто можно кратко изложить следующим образом: Венгрия считает себя демократическим государством и на ее территории действуют не американские "понятия", а национальные законы. Глава канцелярии премьера Янош Лазар высказался еще более определенно: скандал вокруг внесения в черные списки чиновников может "отравить или разрушить венгеро-американскую дружбу".

Но для Вашингтона нынешний "наезд" на Венгрию имеет принципиальный характер. Фактически подмяв под себя Евросоюз в вопросе об украинском конфликте, заставив руководство единой Европы принять невыгодные и нелогичные решения в отношении Москвы, Белый дом внезапно столкнулся с наличием внутри Евросоюза оппозиции - государств, ставящих собственные национальные интересы выше американских. Одной из таких стран, не скрывавших недовольства политикой Вашингтона и демонстративно торпедирующих навязанные американскими политиками решения, стала Венгрия. И все это происходило в то время, когда на Капитолийском холме и в администрации Обамы царила эйфория от того, насколько легко США удалось приструнить Европу…

Для понимания сложившихся в США настроений хочу процитировать статью в "Вашингтон Пост", посвященную возможным американским поставкам вооружений на Украину. Ее авторы, сенаторы Карл Левин и Джеймс Инхоф, поддержав идею поставок оружия Киеву, пишут: "эта помощь будет способствовать осуществлению решения, к которому стремимся мы и украинцы. "Мы" - в данном случае Соединенные Штаты не случайно стоят на первом месте: ведь в Вашингтоне не скрывают, что дирижируют как украинским конфликтом, так и реакцией на него государств Евросоюза. Вот почему публично не пожелавшая стать частью проамериканского хора Венгрия так раздражает Белый дом, где опасаются, что ее примеру последуют и другие, сохранившие чувство национального достоинства страны Старого света.

В венгерской политике Вашингтон злит все. И внесение в Конституцию тезиса о том, что венгерское общество опирается на традиционную модель семьи, и позиция Будапешта, выступающего за прагматичные экономические отношения с Россией, и нежелание венгерских властей развивать гражданское общество на американские субсидии.

Не меньшую опасность для своих геополитических планов в Белом доме видят в заявлениях премьера Орбана, выступающего за объединение Венгрии с теми членами ЕС, которые "заинтересованы в завершении процесса отказа от России".

Но чем сильнее в Брюсселе и США стремятся унизить мелкими уколами Венгрию (последний пример - отказ комиссии Европарламента утвердить представителя Венгрии на пост еврокомиссара по вопросам культуры), тем выше популярность главы венгерского правительства и его партии "Фидес".
А эксперты все чаще говорят о том, что на самом деле Брюссель раздражает не столько презрение Орбана к либеральной демократии, которую тот демонстративно называет изжившей себя, сколько независимость его финансовой и экономической системы от властей ЕС. И, разумеется, сближение Венгрии с Москвой вопреки американским и европейским ограничительным мерам.

Впрочем, помимо политических мотивов у введенных США против венгерских чиновников санкций может оказаться и криминальная составляющая. Как утверждает венгерская газета NapiGazdasag, действия Вашингтона предположительно связаны с расследованием, которое вели венгерские фискальные органы в отношении действующих на территории страны ряда американских фирм.