Фрунзе - Донецк - Бишкек
Отголоски событий в Луганской и Донецкой областях докатились и до Киргизии. Жители маленькой и отнюдь не богатой центральноазиатской республики, несмотря на свои трудности, приютили людей, бежавших от войны.
Регина Завируха приехала в Киргизию после того, как на юго-западе Украины начались боевые столкновения. Сейчас женщина живет у своей сестры. За развитием событий на родине следит по телевидению и в сети Интернет.
- У меня в Донецке остались две дочери с семьями. Они пока не могут выехать из страны. Обстановка, хоть и объявили перемирие, остается очень сложной. Цены на продукты питания и услуги ЖКХ увеличились почти втрое. Во многих местах нет света, воды, теп-ла. Задерживается выплата пенсий и заработной платы. О безопасности и говорить не приходится, - рассказала женщина.
Киргизию для своего убежища Регина Петровна выбрала не случайно. Сама она когда-то жила во Фрунзе (ныне Бишкек), а в 1971 году переехала с мужем в Донецкую область. И вот судьба сложилась так, что ей пришлось вернуться в город своей молодости.
Непраздничный салют
Соотечественник Регины Петровны Василий Лычко с женой и детьми тоже перебрался из прифронтовой зоны Украины в киргизское село Ново-Покровка Чуйской области. Здесь у Василия Андреевича живет племянник.
- Мы пока не подавали документы на получение статуса беженца, надеемся, что весной вернемся домой, - говорит Василий Анд-реевич. - Здесь, у родни, переждем трудные времена. Должны же когда-то политики договориться. У меня в Алчаевске была хорошая работа, у жены тоже. Дочка в следующем году заканчивает выпускной класс, а сын пошел в этом году в первый. Спасибо сотрудникам министерства образования Киргизии, директору школы и администрации села. Они сделали все, чтобы у моих детей не было проблем с посещением занятий. Наши соседи здесь, в Ново-Покровке, киргизы. Казалось бы, чужие люди, а сколько в них участия.
Жена Василия Андреевича Оксана Григорьевна не может без слез вспоминать о тех страшных событиях, которые пришлось пережить их семье. По ее словам, были случаи, когда люди, спасаясь от бомбежек, успевали только схватить документы и убегали кто в чем был. Дети после событий в Луганской и Донецкой областях боятся людей в военной форме.
- В районе, где мы жили, больше месяца не было воды и света, но нас сначала не бомбили, - вспоминает Оксана. - Первый обстрел начался около пяти утра 27 июля. Васи дома не было. Мы с дочкой и сыном схватили документы, наспех собрали сумку и выбежали из дома. Наши соседи тоже выскочили из квартир босыми и полуголыми. Вокруг дым, грохот, здания разрушены. Я совершенно растерялась и не знала, что делать. Когда взрывались бомбы, сынишка кричал: "Мамочка, боюсь, спрячь меня, я жить хочу". Думала, с ума сойду. Дочка закрывала ему руками глаза и говорила, что это просто салют, как на 9 Мая. Когда приехали в Харьков, услышала по радио песню в исполнении певицы Азизы: "Беженцы, беженцы, нету вам места, даже могилы отцов сожжены..." Это про нас.
Семье Лычко удалось перебраться в Харьковскую область, оттуда в Белгородскую, а потом прямым авиарейсом они прилетели в Бишкек.
Ждите статус
Бумаги на получение статуса беженца в Киргизии оформляют в специальном отделе министерства труда, миграции и молодежи КР. Сотрудники этого подразделения делают все возможное, чтобы помочь людям забыть о тех страданиях, которые им пришлось пережить.
- Знаете, я хоть и мужчина, но без волнения не могу слушать рассказы о том, что пришлось пережить этим людям. Мы стараемся поддержать всем, чем можно, организовываем медицинскую помощь, если таковая потребуется, детей определяем в детсады и школы, выдаем разрешения на работу, - рассказал "РГ" начальник отдела по работе с беженцами минтруда Чынгыз Сарыбаев.
Для получения статуса беженца переселенцам из Украины потребуется ждать от шести месяцев до года, но все это время министерство труда, миграции и молодежи будет оказывать гражданам всяческое содействие во всем.
По существующему в Киргизии законодательству, прежде чем признать человека беженцем, требуется оценить ситуацию в стране, откуда прибыл человек, есть ли там реальная угроза для жизни населения, как в случае с Украиной. Сейчас в министерстве труда, миграции и молодежи КР на рассмотрении находятся 11 ходатайств от украинских граждан с просьбой о предоставлении им статуса беженца. Пока решения не приняты.