Киргизия, по мнению официальных источников, вышла на ключевой этап судебной реформы, начатой после избрания Атамбаева президентом КР. Власти готовятся к изменению законодательных основ отправления правосудия. Работать по-новому, как утверждает глава республики, вскоре придется не только Фемиде, но и правоохранительным структурам. Совет и экспертные группы подготовили два пакета законопроектов, призванных усовершенствовать правосудие и восстановить доверие населения к судам. Они предполагают внесение поправок в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский кодексы, действующий закон о статусе судей. Кроме того, подготовлен проект кодекса о проступках, который станет альтернативой Административному кодексу.
Республика не впервые пытается найти эффективную модель для судебной ветви власти. Реформы в этой области проводились практически при всех президентах Киргизии. Но суды, по данным социологических опросов, до сих пор не пользуются большим доверием ни у простых граждан, ни у представителей деловых кругов, что объясняется как высоким уровнем коррупции, так и "размытостью" правовых норм, которые позволяли трактовать законы двояко. Той же точки зрения придерживается и президент Киргизии. По его словам, значительная часть недостатков судебной системы связана с процессуальными нормами.
- Их несовершенство, а подчас и откровенная коррупционность позволяет недобросовестным судьям творить беспредел, а различного рода мошенникам добиваться внешне как бы законных, но на деле абсурдных и несправедливых решений, - заявил Атамбаев. - Подготовленные же законопроекты направлены на то, чтобы оградить наших граж-дан от судебного произвола. Поэтому мы идем на совершенствование процессуальных норм, включая пределы судейского
усмотрения. Предлагаемые изменения должны ставить судей жестко в рамки закона, устранять коррупционные риски, не давать возможности произвольного толкования законов, буквально заставлять служителей Фемиды отправлять правосудие объективно и справедливо.
Самым важным предлагаемым новшеством в законодательстве должно стать возрождение президиума Верховного суда (ВС), от которого в Киргизии отказались несколько лет назад. Президиум, по словам экспертов, станет гарантом справедливого разбирательства и исправления ошибок, которые могут быть допущены судебными инстанциями даже на высшем уровне.
- Этот орган должен быть над Верховным судом, - говорит его председатель Феруза Джамашева. - Он должен пересматривать судебные акты только по тем делам, которые рассмотрела коллегия Верховного суда, где допущена ошибка или выявлены расхождения в судебной практике.
Но, как отмечают участники Совета по судебной реформе, для возрождения президиума ВС необходимо внести изменения в действующую конституцию. Технически это выполнимо, хотя и существует одно "но". Четыре года назад власти объявили мораторий на внесение поправок в конституцию до 2020 года. Впрочем, сторонников завершения судебной реформы это не смущает.
- Введение президиума Верховного суда - краеугольный камень дискуссий в рамках судебной реформы, - говорит руководитель аппарата президента и один из разработчиков действующей конституции Данияр Нарымбаев. - Без него судебная система - все равно что всадник без головы. За единообразным соблюдением закона никто не следит. Нужно срочно, с участием ученых-юристов, в интересах правосудия изменить некоторые статьи конституции. Она - не прокрустово ложе.
Феликс Кулов, глава парламентской фракции "Ар-Намыс":
- Мораторий на изменение конституции до 2020 года прописан в ней же самой. Мы поддерживаем его соблюдение. Однако если ограничиться изменениями, направленными только на развитие судебной ветви власти - в части введения президиума ВС, поправки в конституцию необходимо вносить сейчас. Удобнее, дешевле и рациональнее назначить проведение референдума об изменении Основного закона государства вместе с выборами в парламент в 2015 году.