"Мария! Признаюсь, смотрю я все эти "цветные революции" по телевизору не первый год и чувствую что-то общее. Недавно понял: лица революционеров. Дело не в том, что агрессивные. Что-то еще. Не подумайте, что я сторонник конспирологических теорий про заговор американцев, которые всех отзомбировали и теперь дергают за ниточки, начиная в разных точках планеты войны, революции, обрушивая финансовые системы целых государств. Не верю я в фатальную предопределенность. Где Америка, а где эти страны, в которых сначала горстка активистов начинает взламывать общественный порядок, а потом уже всеобщий хаос достигает точки невозврата? Человек все же не марионетка! Своя голова должна быть на плечах. У меня тесть заслуженный геолог, всю жизнь в экспедициях, так он интересные вещи рассказывает. Берут в экспедиции, понятно, людей проверенных, чтоб не ждать сюрпризов в малонаселенной части Монголии, Сибири или Африки. Категорически не подходят вспыльчивые и амбициозные. Не связываются с алчными и завистливыми. Ясно, что про тех, кто слаб на алкоголь или по женской части, тоже речи нет. Но бывало, говорит тесть, что даже с самыми устойчивыми мужиками начинало вдруг твориться странное: будто вселялся в них кто-то. На первых порах человека просто крутит, и если этот момент пропустить - пиши пропало! Всем хана - и экспедиции, и самому бедолаге! Я спрашиваю: "Это что ж, бес в человека вселяется?" Но тесть всю жизнь коммунистом был, отвечает: "Какой бес в пустыне! Человек сам надламывается. Чаще всего от зависти или от обиды, что его якобы недооценили или недодали чего". И уж если заведется в одном такая, как тесть выражается, "вошь", весь коллектив вразнос может пойти. Такое начинается, что даже тесть-атеист говорит: "Не приведи, Господь!"
Мария, хочу спросить, что же происходит с человеком, когда он начинает все крушить? И не заразно ли это для окружающих?"
Олег В.
Здравствуйте, Олег! Спасибо вам и за вопросы, и за то, что рассказанные вами ситуации ярко иллюстрируют сложнейшие религиозные категории, делая их наглядными. Олег, в Библии четко сказано: "...наша брань (т.е. борьба. - М. Г.) не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных". А это значит, мы никогда не будем считать своими врагами ни американцев, ни какую-либо другую нацию. Извечный враг рода человеческого древнее любого из людей. Итак, начнем по порядку.
1 Олег, в богословии человека часто сравнивают с сосудом, эта аналогия позволяет понять, какой дух обитает в нас. Бывает, наблюдаешь за поступками людей или просто вглядываешься в выражения их лиц, жесты, движения, и создается впечатление, что в сознание человека ворвалась некая посторонняя сила, что в нем действует кто-то иной. Мы говорим: "в человека вселился бес", "вселился злой дух или дух злобы поднебесный". "Духами злобы поднебесными" Библия называет духовные сущности, по своим устремлениям противоположные Богу. С другой стороны, давайте вспомним слова Иоанна Богослова, предваряющие пророчества в книге Апокалипсис: "Я был в духе в день воскресный..." - говорит святой. То есть, будучи "в духе", святой Иоанн Богослов и получил от Господа пророческие откровения о судьбах мира. А еще мы говорим: "духоносный старец" - про батюшку, отмеченного особым Божьим даром любви и ласковости к людям. Итак, человек может стать вместилищем как Духа Божьего, так и духов злобы.
2 Начнем с самого опасного - с духовных сущностей, разрушающих нас. Как же нечистые духи завладевают человеком? Олег, в истории вашего тестя-геолога уже содержится ответ. Гордыня, порождающая превозношение или, наоборот, глухую обидчивость, зависть и злоба - те духовные болезни, что делают нас уязвимыми. Совершая грех, мы сами распахиваем двери своей души. И когда мы позволяем злым духам овладеть нами, происходит ужасное. Вспомним библейского царя Саула. Он был избранником Божьим и с Божьей помощью многого достиг. Но когда "по нечестию" Саула Дух Божий оставил его, началось страшное. Сначала царь Саул просто позавидовал воинской удаче юного Давида, победившего силача Голиафа. Потом зависть прочно обосновалась в его сердце. Не желая сдерживать свою злобу, Саул, сам того не замечая, переходит в следующую стадию духовной болезни: у него появляются припадки неконтролируемого гнева. Он мог бросить в любой момент копье в Давида, услаждающего его слух игрой на гуслях. Злой дух, вызывающий то приступы черной тоски, то неистовую ярость, уже не оставлял царя. Ненависть его так разрослась, что он начинает жаждать смерти Давида. Обратим внимание: Давид не только не отвечает на агрессию Саула, он дважды просто пощадил одержимого злобой царя, когда тот, спящий и беззащитный, оказался в его руках. Но это великодушие не остановило обезумевшего правителя. Процесс разрушения личности зашел слишком далеко. Финал трагичен: во время битвы Саул сам бросается на меч, кончая жизнь самоубийством.
3 Когда Дух Божий отходит от человека, это неминуемо ведет к тому, что вся деятельность несчастного начинает нести разрушительный характер. Человек становится орудием зла. Это гибельно и для окружающих, и для него самого. Спасение есть, и об этом мы обязательно расскажем.
4 Мы все созданы по образу и подобию Божьему и изначально одарены такими Божьими дарами, как разум, свобода воли, бессмертие души, способность к творчеству. Но наша обыденная жизнь, которая часто кажется нам правильной и праведной, удаляет нас от Бога, а значит, и от Духа Божьего. Законы духовного мира таковы, что зло, не способное к созидательному началу, всегда паразитирует на добре, и как только человек, по природе своей носитель образа и подобия Божьего, становится источником сил для духов зла, он разрушается и в конце концов гибнет сам. Но человеку Господом дарована свобода, и он волен принимать или не принимать в свое внутреннее враждебную разрушительную силу.
5 "...отнимешь дух их - умирают (живые существа. - М.Г.)... Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли", - сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 30). В Библии, говоря о Духе Божьем, применяют слово "оживотворяет". Дух Божий, Святой Дух - это третье Лицо (по-гречески Ипостась) Единой Святой Троицы - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Святой Дух не только оживотворяет нашу землю, не только дает человеку жизнь и преображает его. Он влияет на ход развития всего человеческого общества, и об этом мы еще непременно поговорим.
6 Каждый из нас должен запомнить: все, что связано с Духом Божьим, свято. Потому что касается самой основы нашей жизни. В Евангелии звучат такие слова Христа: "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Почему так строго? Иоанн Златоуст сравнивал высказывающего хулу (т.е. ругань) на Духа Божьего с бросающим камни в небо. Смотрите, бросающий камень вверх, не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть его высоты, но только принимает этот камень на свою голову. То же происходит и с безумцем, выступающим против Святого Духа. Наказание неизбежно. В чем тут дело? В том, что коль "скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне Просвящающего, объемлется душевной слепотою" (Василий Великий). И это самоотречение от Подателя жизни уже таит в себе огромную опасность.
7Как же действует Святой Дух в нас? Он дает нам жизнь. Святой Дух вносит в нашу жизнь Истину, сопрягая ее, нашу жизнь, с Божьми законами. Святой Дух очищает нас от греха. Защищает от духов злобы поднебесных. Сообщает живительную силу Божьей Благодати и все дары, с нею связанные, - дар пророчества, дар целительства, дар мудрости, дар любви и веры. Их много, этих даров, и мы о них еще поговорим. В так называемой молитве третьего часа мы просим: "Господи, не отыми от нас (Святой Дух), но обнови нас, молящихся Ти ся". Значит, Святой Дух еще и обновляет нас.
Продолжение следует
Молитва Святому Духу
"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша".
С молитвы Святому Духу должен начинаться наш день - она в самом начале утреннего молитвенного правила. В первой части молитвы идет определение Святого Духа: мы называем Его "Царем Небесным, Утешителем, Духом Истины, везде находящимся и все наполняющим, источником всякого блага и Подателем жизни". Это крайне важно - правильно назвать. Дальше идет наше обращение к Святому Духу. Мы просим: "приди и вселись в нас", а затем говорится, как именно Святой Дух влияет на нашу душу: Он очищает нас от всякого греха и спасает души наши.