В Думе предлагают ввести контроль за стоимостью лекарств

Цены на лекарства предлагается жестко ограничить. Причем - не только на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), как сейчас, но и на весь аптечный ассортимент. Такую поправку в закон "Об обращении лекарственных средств" готовит думский комитет по здравоохранению, о чем сообщил его глава Сергей Калашников. Эксперты рынка предупреждают, что введение тотального контроля вряд ли осуществимо технически, а порядок на лекарственном рынке надо наводить другими способами.

Сергей Калашников предлагает сравнивать цены, по которым продаются лекарства за рубежом, и исходя из этого устанавливать ценовой потолок для России. По его мнению, таким образом можно сделать лекарства доступнее, избежав неоправданного завышения цен производителями и продавцами. В минздраве инициативу пока не комментируют. Напомним, по инициативе министерства несколько лет назад была введена регистрация отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, но цены на остальные лекарства по-прежнему формирует рынок.

Разброс цен на одно и то же лекарство в наших аптеках сейчас действительно может достигать нескольких десятков, а порой и сотен процентов. Даже не смотря на то, что цены на жизненно необходимые лекарства регулируются, в аптеках стоят они по-разному. "Регионы сами устанавливают предельные надбавки для оптовиков и для аптечной розницы, - пояснила "РГ" глава Аптечной гильдии Елена Неволина. - Поэтому разброс и возникает. Что касается лекарств, не входящих в перечень, тут действуют законы рынка, и цены, действительно, могут различаться в разы".

Причем торговые надбавки "привязаны" к стоимости лекарства - чем дороже упаковка, тем больше зарабатывает на ней и оптовый продавец, и аптека. В результате, поясняет Неволина, из аптечного ассортимента вымываются дешевые, лекарства, даже если они востребованы покупателями: их просто не выгодно продавать. "Если уж выстраивать госрегулирование, то таким образом, чтобы одно и то же лекарство в любой аптеке стоило одинаково, это в интересах пациента", - говорит эксперт. А для аптек было бы удобнее, чтобы тариф по обработке и продаже одной упаковки, вне зависимости от стоимости ее содержимого, был одинаковым - тогда ни у оптовиков, ни у аптек не будет коммерческого интереса продавать только дорогие препараты.

"Идея устанавливать в России цены на лекарства исходя из некоего среднеевропейского уровня вообще-то уже реализована, - заявил "РГ" директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. - При регистрации инновационных лекарств отпускные цены фармкомпаний в минздраве сравнивают с ценами примерно в двух десятках стран, причем главным образом, в странах Восточной Европы, где цены наиболее низкие. И регистрационная цена устанавливается по минимальной планке".

Регулировать же весь рынок, по мнению эксперта, невозможно. Хотя бы потому, что если государство идет на такое регулирование, оно одновременно должно взять на себя обязательства и обеспечения населения всеми необходимыми лекарствами. С другой стороны, у людей должно быть право выбора, заключил эксперт.

Директор института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович считает, что введение тотального госрегулирования в наших условиях нецелесообразно. Во-первых, на рынке так много лекарств, такое количество дистрибьюторов и аптек, что реально отследить выполнение всех предписаний невозможно. "Уместно ограничивать цены на возмещаемые лекарства, не случайно же разрабатывается проект введения лекарственного страхования", - поясняет Лариса Попович. Во-вторых, жесткий, негибкий подход неизбежно отрицательно скажется на рынке. Сегодня контролируемые и государством жизненно важные лекарства нередко продаются ниже себестоимости, и производители "отбивают" свою прибыль, завышая стоимость остальной, не входящей в перечень, продукции. Если вмешаться неосторожно - это хрупкое равновесие нарушится, предупреждает Лариса Попович.

В то же время влиять на рынок необходимо, говорят специалисты.

"У нас на рынке присутствуют сотни торговых марок лекарств с одним действующим веществом (одним МНН), - поясняет Мелик-Гусейнов. - Например, эналаприлов зарегистрировано более 120, и с многими другими препаратами та же картина. Такого нет ни в одной другой стране. Европейцы регистрируют инновационный препарат, затем две первых копии (два первых дженерика), и еще две вторых. И тем самым обеспечивают и качество лекарств на рынке, и возможность контроля. У нас же подобных ограничений нет, и сейчас в стране зарегистрировано 22 тысячи препаратов, в том числе масса дженериков, эффективность которых весьма далека от оригинального препарата".