Клубника, оленина, птица…
На Дальнем Востоке обеспечить импортозамещение в области сельского хозяйства весьма непросто: почти весь регион - территория рискованного земледелия. Тем не менее власти субъектов о проблеме самообеспечения задумались всерьез. Чего-то за последние месяцы удалось достичь и многое - запланировать.
В Хабаровске подписали соглашение с японскими компаниями о строительстве теплиц для круглогодичного выращивания овощей. По словам заместителя председателя правительства края по экономическим вопросам Александра Левинталя, объем инвестиций на первом этапе составит 15-20 миллионов долларов. Средства выделят и краевой, и федеральный бюджеты. На двух гектарах (спустя время площадь увеличат до десяти) будут производить овощи, зелень, клубнику…
- Мы значительно поднимем планку нашей самообеспеченности, - не скрывает уверенности Левинталь.
Не менее трепетно сегодня относятся к развитию сельского хозяйства на Сахалине. Островной регион реализует два крупных инвестиционных проекта. Красногорский тепличный комплекс увеличил площадь защищенного грунта. Кроме этого, он налаживает выпуск продукции в специальной упаковке, которая гарантирует хранение овощей без использования консервантов. Аналогов этому методу на Дальнем Востоке нет. А на прошлой неделе неподалеку от села Таранай сдали мощный свинокомплекс общей площадью 8,5 тысячи квадратных метров. Как рассказывает исполнительный директор компании Андрей Мезенцев, первоначально стадо будет насчитывать 586 голов, а в будущем - около семи тысяч.
В 2016 году в Сахалинской области должно начаться строительство еще одного свинокомплекса, уже на 50 тысяч голов. Потребность островного региона в свинине будет полностью закрыта, не исключено, что мясо даже пойдет на экспорт.
А вот на Чукотке после введения продовольственного эмбарго решили обратиться к собственным сельскохозяйственным традициям. Предприятия на 60 процентов увеличат производство оленины. Ожидается, что за 2014 год заготовят 740 тонн мяса.
- Кроме того, на территории округа в два раза увеличена квота на добычу диких оленей, - добавляет губернатор Роман Копин. - Предполагается, что за текущий сезон охоты (с 1 августа по 15 марта) добудут до десяти тысяч голов.
Грядут перемены и в сельском хозяйстве Магаданской области. Глава региона Владимир Печеный отметил, что эту отрасль власти намерены перевести на качественно новый уровень.
- До 2020 года на Колыме завершат модернизацию птицефабрики "Дукчинская", создадут новые производства по переработке мяса бройлеров, свиней и молока, а также переделают овощехранилища в цеха для содержания скота, - подчеркнул Печеный.
Рычаг, а не стена
Изменения должны коснуться не только сельскохозяйственной отрасли. Но реально ли в наших условиях импортозамещение в промышленности? Александр Левинталь считает, что действовать следует в том направлении, где мы наиболее компетентны.
- Не надо превращать импортозамещение в железную стену, которая мешает работе, - рассказал он корреспонденту "РГ". - Мы не собираемся закрываться от всего мира, а намерены полноценно развивать внутреннее производство, привлекая самых разных инвесторов. Но размещать заказы за рубежом на то, что мы сами не производим, - это нормально.
Другое дело, что в том же Хабаровском крае при наличии серьезных производственных мощностей предприятия порой простаивают.
- Я побывал на судостроительных заводах, они в тяжелом экономическом положении. Там стыдно в глаза людям смотреть. При этом есть множество управляющих организаций - минпром, ОСК. Деньги выделяют, вот только с результатом плоховато, - заявил вице-премьер РФ - полпред президента страны в ДФО Юрий Трутнев.
Самое парадоксальное, что спад в отрасли идет на фоне растущей потребности в ее продукции - новые суда российского производства в нынешней ситуации необходимы нефтегазохимической индустрии, рыбодобытчикам, грузоперевозчикам, нуждается в обновлении и пассажирский флот.
Зато в Приморье, кажется, сделали шаг в нужном направлении. Губернатор края Владимир Миклушевский подписал соглашение с министерством экономического развития РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на базе завода "Соллерс".
- Задачу зоны трудно переоценить. Речь идет об автокомпонентах и, самое главное, создании двигательного производства, что приведет в край высокие технологии. По сути, это позволит уйти от зависимости от импорта, - заявил Миклушевский.
А вот мелким предприятиям пока, похоже, надеяться не на что. Простой пример. Диоксид кремния (из него получают массу полезных вещей, включая сорбенты) - в России производят в крайне ограниченном количестве. Порядка 70 процентов необходимого промышленности объема закупают за рубежом. На Камчатке же существует компания, которая запустила производство диоксида кремния из геотермальных вод.
- Весь мир делает его химическим путем, а мы экологически чистым, - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор предприятия Александр Никитин. - Вся проблема в том, что у нас есть технологии, но нет капитала для закупки оборудования. Мы не можем взять кредит в банке - нет обеспечения. Замкнутый круг…
Помочь и защитить
Барьеров, мешающих импортозамещению, предостаточно. В первую очередь - и в этом сходятся все эксперты - речь идет о кадровой проблеме. Даже на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, флагмане регионального машиностроения, не хватает порядка тысячи человек. Представители вузов видят проблему в том, что для основной массы молодого поколения быть инженером или конструктором сегодня немодно.
- В краевые госуниверситеты даже на бюджетные места был в этом году недобор по всем техническим специальностям - около 20 процентов, - привел цифры проректор по науке Комсомольского-на-Амуре технического университета Сергей Белых.
Что делать? Эксперты не предлагают ничего нового: привлекать рублем и жильем.
- С одной стороны, зарплата на предприятиях должна быть такая, чтобы у молодежи появился интерес не в менеджеры идти, а в инженеры. С другой - надо создать условия, чтобы люди гарантированно могли получить квартиры - в том же Комсомольске-на-Амуре, например, - пояснил Александр Левинталь.
Если бы все ограничивалось нехваткой кадров… Не сдают позиции "вечные" проблемы: высокие цены на топливо и неподъемные тарифы на электроэнергию, транспортировку грузов. Помочь предприятиям, как считают эксперты, должно государство.
- Для реализации планов импортозамещения - то есть защиты национального производителя - может применяться тарифное регулирование на федеральном уровне и субсидирование - на региональном, - подчеркнула исполняющая обязанности министра экономического развития Сахалинской области Ирина Якунина.
Защищать надо и покупателя - так решили на Камчатке. И на "круглом столе", посвященном импортозамещению, общественники полуострова предложили создать специальные условия для людей с низким уровнем дохода. В том числе - рассмотреть возможность субсидирования процентной ставки на кредиты, предоставленные для закупки социальных товаров российских производителей по минимальным ценам.
Но, разумеется, в первую очередь поддержка должна коснуться сельского хозяйства.
Например, в Приамурье региональный минсельхоз собирается компенсировать животноводам области половину затрат на электроэнергию, израсходованную на производстве. В ведомстве разработали соответствующие меры господдержки, которые начнут работать с 2015 года.
Владимир Рубахин, генеральный директор ООО "Агротек" (Петропавловск-Камчатский):
- Призыв правительства насытить внутренний рынок собственной продукцией воспринят нами позитивно. Для развития производства аграриям нужны длинные и относительно дешевые кредиты, площадки с инфраструктурой, удовлетворяющие многочисленным санитарным и ветеринарным требованиям, и защита внутреннего рынка от дешевого импорта хотя бы на пять-семь лет. Эти простые меры приведут к интенсивному развитию любой отрасли и сельского хозяйства в целом.