Новости

24.10.2014 15:36
Рубрика: Экономика

Госдума приняла бюджет в первом чтении

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. За принятие документа проголосовало 296 депутатов, против - 145, воздержавшихся не было.

Документ был раскритикован оппозицией, однако и "Единая Россия" оказалась не всем довольна. А министр финансов Антон Силуанов еще больше подлил масла в огонь, обещав подготовку "запасного варианта" бюджета на случай сохранения санкций. Позже он объяснил, что имел в виду.

Депутаты уже повлияли на документ, говорил министр, выступая на "пленарке": активно шел разговор об увеличении налогов, но парламентарии такое предложение не поддержали. Дело обошлись незначительными поправками в налоговое законодательство - увеличением акцизов на табак, ставок по дивидендам и т.д. Перед Федеральной налоговой службой поставили задачу увеличить собираемость налогов.

Говоря об основных характеристиках бюджета, министр финансов отметил, что дефицит бюджета небольшой - 0,6% ВВП на три года. Вместе с тем, предусмотрен рост расходов бюджета на 11 процентов. В нем есть все ресурсы, чтобы адекватно ответить на все вызовы, которые стоят сегодня перед экономикой, уверил министр финансов.

Много замечаний у депутатов, а также у Счетной палаты было по показателям макропрогноза, на котором основан документ. Заложена завышенная цена на нефть, слишком оптимистичен прогноз курса рубля, темпов экономического роста, экспорта и импорта. Однако министр уверил, что в 2015 году бюджет будет исполнен при любом макроэкономическом прогнозе, вне зависимости от инфляции, цены на нефть или других факторов.

По словам министра, в последние годы Минфин нарастил обязательства государства. Бюджетные расходы выросли на 27 процентов по сравнению с 2008 годом, а доходы - всего на 0,8 процента. При этом цена нефти была в 2008 году 57,5 долларов, в 2014 - 100 долларов, а сейчас - 105 долларов за баррель. В 2012 году, когда строили бюджетные прогнозы, планировали в 2017 году получить доходы 18,3 триллиона. А сейчас на 2017 год планируется доход 16,5 триллионов рублей. "Бюджет в новых экономических условиях не может генерировать столько доходов, надо быть готовыми к тому, чтобы пересмотреть программы и обязательства", - подчеркнул Антон Силуанов.

Чтобы выполнить приоритетные бюджетные задачи, расходы в сумме 1,5 триллионов рублей решено перенести на более поздние сроки. В следующем году индексацию зарплат бюджетниками предусмотрели только на уровне инфляции. Отменены пороговые значения в Фонд медицинского страхования: работники с большими зарплатами - нефтяники, финансовый сектор - будут платить больше. Это даст дополнительные доходы и ФОМС, и бюджету - полученные деньги пойдут на финансирование социальных программ.

Однако в бюджет заложены не все риски. Речь о продлении санкций и введении новых. Чтобы закрыть возможные "дыры", можно использовать резервы. В связи с этим Силуанов обратился к депутатам с просьбой разрешить Минфину при необходимости использовать средства Резервного фонда в 2015 году. "Мы его для этого и создавали, и сейчас в Резервном фонде свыше 3 триллионов рублей. Мы просили бы разрешить правительству использовать до 500 миллиардов рублей, если продержится такая же ситуация, как сегодня", - отметил министр. Но Резервный фонд не бесконечен, признал он, и придется "приводить расходы к новым возможностям бюджета, здесь и оптимизация госпрограмм... там большие есть резервы".

- Мы считаем, что мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант в случае, если непростые внешние условия сохранятся, - сказал министр.

Он пояснил, что это необходимо на случай решения "отказа от каких расходов". "Бюджет постоянно не может иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы должны всегда иметь вариант на случай, если такие времена продолжатся и дальше", - еще раз подчеркнул Силуанов.

Позже министр разъяснил СМИ, что имеет в виду под "запасным бюджетом". Речь о подготовке правительством запасного варианта реализации госпрограмм в 2015-2017 годах, если действие санкций продлится долгий период времени, сообщил Силуанов. Однако это не будет бездумный секвестр. Минфин, по его словам, готовит предложения по сокращению финансирования отдельных наименее эффективных мероприятий, которые не влияют на экономический рост и качество исполнения программ.

"Там есть резервы. Поэтому и за счет оптимизации, и, как мы говорим, определения приоритетов расходования бюджетных средств, за счет задействования резервов мы все ключевые обязательства 2015-2017 годов исполним", - еще раз подчеркнул Силуанов.

Есть статьи расходов, которые точно не тронут. Приоритеты бюджета в 2015-2017 годах связаны с поддержкой новых субъектов федерации - для Крыма и Севастополя предусмотрены дополнительные трансферты. Однако увеличено финансирование и других регионов - например, Дальнего Востока. Больше денег, чтобы не говорили депутаты, закладывается на импортозамещение и финансирование дорожной инфраструктуры. В частности, на решение транспортных проблем в Москве пойдет 32 миллиарда в 2015 году, и по 45 миллиардов в 2016 и 2017 годах соответственно.

В приоритете не только экономика, но и социальные расходы. На социальную политику уйдет 35 процентов всех бюджетных расходов, на образование - 10,6 процентов, на здравоохранение -  9,2 процента, на оборону - 10,7 процентов всех расходов бюджета на три года. По словам Антона Силуанова, ожидается лучшее выполнение региональных бюджетов, их объем будет расти на 10 процентов в год.

В Госдуме также хотят переделать госпрограммы, но по другому поводу.

"В большинстве своем госпрограммы представляют собой набор мероприятий, которые механически собираются в одну программу, - заявил председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский ("ЕР"). - Текущие расходы, в том числе на содержание госаппарата, не отделены от инвестиционных, и это затрудняет оценку эффективности вложения этих средств и не позволяет правильно определить целеполагание. Государственные программы должны быть существенно переработаны".

Фракция "ЕР" недовольна тем, как министерства расходуют бюджетные средства, говорил Руденский, к нему присоединились и другие "единороссы". Однако фракция партии власти все же выступила за принятие бюджета. Как заявил ее глава Владимир Васильев, в новом бюджете "заложено все для того, чтобы выполнить социальные обязательства". "Это очень важно. Пенсионеры могут не беспокоиться, несмотря на сложную ситуацию", - сказал он, подтверждая заявления Силуанова.

По словам Васильева, "не повышается налоговая нагрузка, и дополнительные налоги не вводятся". "Созданы условия для того, чтобы обеспечить развитие, и в первую очередь - импортозамещение и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в других направлениях. Создаются для этого финансовые резервы", - сказал Васильев.

Парламентская оппозиция раскритиковала документ. Если строго выполнять параметры бюджета, то в 2017 году положение в стране будет только хуже по всем показателям, сказал лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов, комментируя проект бюджета. По его словам, ни о какой стабильности и безопасности не может быть и речи. Планируется пополнять бюджет за счет сырьевых ресурсов, а не за счет переработки. В бюджете нет роста реального сектора экономики, модернизации. ВВП в 2011 году был 6 процентов, в этом 0,5. На пять триллионов рублей снизится ВВП к 2017 году. "Промышленность и село брошены на самовыживание, социальная сфера ликвидируется как таковая, - сказал Зюганов. - Раскол в обществе будет только усиливаться: богачи будут богаче, бедняки - беднее". По его словам, во многом бюджет антиконституционен. Прибыль организаций увеличивается на 20 процентов: по словам Зюганова, она пойдет по карманам, или в офшоры. А в самом трагическом положении, по словам Геннадия Зюганова, оказались регионы, долг которых уже составляет два триллиона рублей.

Депутат от ЛДПР Сергей Калашников задался вопросом: "Как можно доверять бюджету, если в нем содержатся ошибки?". Цена на нефть уже ниже заложенной в бюджете. Курс доллара занижен, так же как уровень инфляции. Прогнозируется рост импорта, темпы роста ВВП тоже вызывают удивление. "В бюджете есть проблемы, которые нужно решать, - сказал Сергей Калашников. - Там нет ответа на вопросы, что делать с долларовыми кредитами, как их отдавать. Абсолютно странная идея - плавающий курс рубля. Вначале они ухнут туда все золотовалютные резервы, а затем начнётся инфляция, которая приведет к социальному возмущению. Нельзя отпускать курс рубля в сложной экономической ситуации". Депутат подчеркнул, что в бюджете нет основ для построения конкурентоспособной экономики - акцент снова делается на сырьевой сектор.

Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (фракция "Справедливая Россия") прогнозирует критическую ситуацию в системе здравоохранения в связи с сокращением расходов на эту сферу в проекте бюджета на следующий год. Ассигнования на здравоохранение по федеральному бюджету составляют в 2015 году 78% от уровня 2013 года. "Единороссы" успокаивали ее тем, что просто меняется система финансирования этой сферы.

Впрочем, у депутатов есть возможность что-то изменить ко второму чтению - даже в проголосовавшей "за" "Единой России" обещают серьезную доработку. Согласно проекту федерального бюджета, доходы в 2015 году составят 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), расходы - 15,513 триллиона (20% ВВП), дефицит - 430,7 миллиарда (0,6% ВВП).

Экономика Казна Федеральный бюджет Законодательная власть Госдума Бюджет-2016