Как отметили эксперты, нынешней Украине с ее гигантским ворохом проблем, на самом деле, глубоко безразличны события полуторавековой давности, которые происходили в царской России. Главная цель и самого Ляшко, и иных авторов подобных документов, часто действующих с подачи своих западных кураторов, - добиться ослабления России, используя любые, даже почившие на задворках истории, предлоги. О том, насколько бесплотны попытки радикалов добиться своих целей, мы беседуем с доктором экономических наук, профессором, президентом Международной Черкесской ассоциации (МЧА) со штаб-квартирой в Нальчике Хаути Сохроковым.
Хаути Хазритович, как можно противостоять радикалам в преломлении к черкесскому вопросу?
Хаути Сохроков: Прежде всего, путем укрепления контактов с нашими соплеменниками, которые проживают в 54-х государствах мира. Мы эти связи укрепляем, всячески стараемся обогащать их взаимными визитами, а также тем, что передаем им учебники и книги на родном языке. Любой из них, кто захочет, может вернуться. Скажу более, нет ни одного, кто желал бы сильно приехать и не смог бы вернуться на родную землю. Да, это стало сегодня сложнее. В первой половине 1990-х годов был официальный Указ властей РФ о предоставлении двойного гражданства любому нашему соплеменнику, черкесскому, адыгскому, живущему за пределами России. Потом действие закона продлили еще на два года. И любой из них мог вернуться в любую минуту, когда он бы захотел. И что получилось: всего 842 человека обратились с просьбой о принятии двойного гражданства. Некоторым из них это сильно помогло. Когда в Сирии началась гражданская война, все граждане, имеющие российский паспорт, наши соотечественники, сели в самолет и прилетели под российскую защиту и опеку. Добавлю и то, что многие предприниматели из числа соплеменников делают сегодня свой бизнес в нашей и других республиках.
Сколько из сирийских беженцев за последнее время приехало в Кабардино-Балкарию и как они обустроились?
Хаути Сохроков: К нам в республику приехало с 2011 года около тысячи человек. Большая часть из них оказалась в семьях родственников, проживающих в КБР, около 400 человек были размещены в санаториях. 81 семья беженцев нуждалась в жилье. В республике благодаря усилиям неравнодушных к горю людей, им были куплены сначала 20 домов, в этом году еще 40, сейчас еще 21 семью мы готовим к расселению. Они были благоустроены в населенных пунктах с земельным участком, с домом, пригодным для жилья. Они сами выбирали дома, которые им покупали предприниматели. Те, кто сегодня имеют возможность помочь - сородичи, соплеменники, собирали им деньги селом, аулом.
Каждый из них, даже когда они жили в санатории, начал подбирать себе работу, профессию. Детей мы устроили в школы, дали им бесплатно преподавателей для адаптации в обучении языку. Наш диалект в чем-то и где-то расходится. Самое главное - обучить также русскому языку бесплатно.
В тех селах, в которых они оказались, для каждого соотечественника престижно что-нибудь для них сделать. Кто чем поможет: кто вспашет, кто семена даст. Некоторые из них, можно сказать, - люди неплохого достатка, они прибыли с какими-то накоплениями. Есть среди них инженеры, врачи, электрики, энергетики, которые с ходу нашли себя и уже успешно работают. К сожалению, есть и такие, которые оказались не совсем приспособлены к новой жизни, мы им тоже помогаем. И никто с голода не умирает, как кто-то пытается представить. Более того, в последние месяцы проживания в санатории у них было столько еды, которую передавали в качестве помощи и подарков, что продукты еще даже и оставались.
Тем не менее, насколько реальна угроза использовать черкесов (адыгов) в антироссийских целях?
Хаути Сохроков: Некоторые из наших соплеменников за границей, к величайшему сожалению, находятся под идеологией тех сил, которые сегодня работают против России. Но попытку использовать наш черкесский ресурс, как бандеровцев, никому не удастся. Мы не тот народ. Мы слишком тесно переплетены здесь с другими народностями. И в Кабардино-Балкарии 32 процента русских, около 10 балкарцев, остальные - 52 процента - кабардинцы. Наш народ в этих вопросах убежденный сторонник развития братских отношений между народностями. Недавно мы избрали главой республики Юрия Александровича Кокова. Это человек, который от корней волос - россиянин. Как можно по-другому сказать про генерал-полковника России, который прошел все этапы карьеры, и стал тем, кем он есть. И сегодня он здесь безоговорочно принят. При этом он - истинный адыг, черкес, кабардинец, глубоко знает нашу историю, тонко изучил наши обычаи, традиции, убежденный интернационалист и патриот своей малой родины и Отечества.
С большим сожалением мы смотрим на некоторые организации наших соплеменников, которые за пределами РФ пытаются вести антироссийскую политику. К примеру, в Турции существует черкесская ассоциация КАФФЕД, в которую входят более 50 организаций. Абсолютное большинство из них настроено положительно на отношение к России. Но несколько организаций, насколько нам известно, действуют в антироссийском ключе под влиянием каких-то внешних сил. Они должны понять, что сегодня, при всем уважении к тем соплеменникам, которые пострадали, ушли со своей земли, оставшиеся здесь черкесы (адыги) сохранили нашу республику, нашу родину. Надо относиться уважительно к тем, кто сегодня здесь живет. И сохранил эту землю. Предоставляет сегодня возможность возвращаться всем тем, кто хочет, желает этого.
Надо понимать и то, что только в трех республиках: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, и только в государстве Россия мы имеем титульные нации, наш язык признан государственным и оберегается законом, наши культура, традиции, религия сохраняются и развиваются при государственной поддержке и финансировании. Мы живем в этих трех республиках и все равно очень тесно, плотно общаемся и с соплеменниками, живущими за их пределами. Надо, в первую очередь, думать о том, как крепить наш дом, наше российское благосостояние. Потому что только Россия, только мы способны сегодня возвращать этих людей, и помогать им по-настоящему адаптироваться на своей родной земле.
До Олимпиады в Сочи были спекуляции на тему того, что она проводится на месте геноцида черкесов. Как реагировали представители зарубежных черкесских организаций на это?
Хаути Сохроков: Еще до начала Олимпиады мы привезли в Сочи на родину предков большую делегацию соплеменников из 54-х государств. Показали, что делается, с каким уважением это делается, с каким отношением к местной истории и к тем, кто когда-то жил на исторической земле. Им сказали: добро пожаловать на вашу историческую адыго-черкесскую землю. Состоялась встреча делегации с зампредом правительства РФ Дмитрием Козаком, главой Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрием Чернышенко, губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Членам делегации рассказали в деталях обо всем, что делается, и сообщили, что самый крупный объект, где открывалась и закрывалась Олимпиада, назвали нашим именем - Фишт. Белая гора. В Сочи был построен "Адыгский дом", где мы имели возможность общаться со всеми соплеменниками. Его посетили глава МИД России Сергей Лавров, многочисленные делегации со всего мира.
Участников делегации всех пригласили на Олимпиаду. Но, к сожалению, смогли приехать только 28 человек из Турции, Иордании, Саудовской Аравии, США, Сирии, Германии, Нидерландов, Франции. Им был предоставлен полный пансион в великолепной гостинице. Ни одной минуты свободной, все наши дни были заняты. Мы встречались с людьми, ездили по аулам. Посещали Большой Кичмай, Малый Кичмай, почти все аулы, которые населяют черкесы - адыги-шапсуги. И везде высказывалось мнение народа: ради Бога, не поддавайтесь на провокации, не трогайте историческую память, дайте мирно жить. У нас такие дороги стали, такие школы, такие условия. Переселяйтесь, приезжайте, живите здесь, если вам хочется, если вы можете.
Сегодня мнение о том, что стоит только клич бросить, и на Кавказ массово переселятся черкесы, это тоже утопия. А ведь кто-то за рубежом играет на этих чувствах: дескать, Россия нас, черкесов (адыгов), не пускает на историческую родину. Те, кто играет на этих чувствах, пытается посеять между нами раздор. Но этот номер не пройдет!