Раковый диагноз не должен быть роковым. Об этом мы беседуем с участником конгресса, ведущим российским специалистом в области онкогематологии, членом-корреспондентом РАН, заведующей кафедрой онкологии РМАПО Ириной Поддубной.
Ирина Владимировна, самое большое внимание уделено иммунотерапии рака. Это новое направление в онкологии?
Ирина Поддубная: Вы правы, но сразу хочу подчеркнуть: это направление сочетается с традиционным и инновационным подходами. Онкологи постепенно уходят от традиционной химиотерапии, которая тяжело переносится пациентами, и переходят к более щадящим и эффективным методам лечения.
Что имеете в виду?
Ирина Поддубная: Это сочетание химиотерапии с иммунотерапией и использование противоопухолевых препаратов целенаправленного действия. Эти препараты используются для лечения злокачественных опухолей системы крови. В последние годы заболеваемость данными злокачественными опухолями растет во всем мире и в нашей стране тоже. Но мы умеем их успешно лечить.
Профессор Поддубная такой оптимист...
Ирина Поддубная: Онкологи все оптимисты, иначе мы не могли бы работать. И оптимизма прибавляет нам современный арсенал помощи больным. В последние десять лет появился препарат ритуксимаб, который фактически поделил историю лечения лимфом на две эры - "до" и "после". Ритуксимаб впервые за последние 60 лет позволил не только улучшить качество жизни онкологических больных, но и увеличить ее продолжительность.
Это же не новый препарат. С 1997 года им пролечено в мире более 3 миллионов пациентов с очень хорошими результатами.
Ирина Поддубная: У нас лечение этим препаратом началось с 2000 года и пролечены тысячи больных традиционной химиотерапией с добавлением этих моноклональных антител.
Нас обвинят в его рекламе...
Ирина Поддубная: Он не нуждается в рекламе. Его значимость настолько понятна с самого начала, что он был сразу включен в государственную программу "Семь нозологий". И, несмотря на его высокую стоимость, больные получают его бесплатно во всех регионах нашей страны. Как врач хочу подчеркнуть, что добавление иммунотерапии увеличило эффективность без увеличения токсичности. Более того, буквально только что появилась новая форма ритуксимаба - для подкожного введения. Больше нет нужды в длительных внутривенных вливаниях: теперь 10 минут вместо 6 часов.
Мы привыкли, что любая химиотерапия вызывает различные побочные реакции. Вследствие того, что препараты действуют не только на опухолевые, но и на здоровые клетки. И это очень тяжело переносится пациентами. Добавление же ритуксимаба увеличило эффективность без увеличения токсичности, то есть хорошо переносится.
Мы производим такие препараты? Они доступны каждому, кто в них нуждается?
Ирина Поддубная: Отечественная фармацевтическая промышленность активно развивается. Появилось даже понятие "русская фарма". Производится много дженериков. Но очень сложно воспроизвести оригинальный биологический препарат для иммунотерапии. Сейчас у нас появился первый отечественный биоаналог ритуксимаба.
Прекрасно!
Ирина Поддубная: С одной стороны, действительно прекрасно. Если бы это появление не вызывало немало тревог.
Почему?
Ирина Поддубная: У нас до сих пор, к большому сожалению, нет законодательной базы, требований к воспроизведенным биологическим препаратам, поэтому производители вынуждены пользоваться европейскими или американскими рекомендациями. К сожалению, у нас они не выполняются в полной мере.
Что имеете в виду?
Ирина Поддубная: Об этом много говорилось на конгрессе в Испании. Препарат, тем более такой сложный, как этот, проходит через годы испытаний не только в эксперименте, но и клинике, и лишь потом он отдается в руки врача и пациента. ??А у нас в стране эти требования в полной мере не соблюдаются. У нас нет уверенности, что эффективность отечественного препарата и зарубежного оригинала полностью совпадают. Ведь недаром же говорят: "Точно, как в аптеке". Ведь когда речь идет о лекарствах, должна быть полная точность. Только в этом случае мы можем быть уверены в результате лечения.
Но это не единственная проблема. Есть еще одна. Слава богу, что взамен импортного оригинала наша промышленность предлагает свой аналог. Но непременно соблюдение главного условия: нельзя в одночасье отторгнуть импортный оригинал и перейти на применение только отечественного, иначе пострадают пациенты.
Появление отечественного препарата повысит доступность современной помощи?
Ирина Поддубная: Безусловно. Но, повторюсь, при одном непременном условии: ни в коем случае не отказываться от оригинальных препаратов.
Я не раз сталкивалась с тем, что у медиков в регионах возникают трудности с получением новейшей информации по специальности. Об этом вы думаете?
Ирина Поддубная: Конечно! Для этого в 2010 году мы создали Российское общество онкогематологов. У него много направлений работы и, конечно же, информирование о новых подходах в оказании качественной онкологической помощи.
У этого общества есть свой сайт? Если есть, то назовите его, это очень важно.
Ирина Поддубная: Название сайта простое: lymphoma.ru. Там публикуется вся информация об инновациях в нашей области и конкретные рекомендации по диагностике и лечению лимфом.