27.10.2014 00:46
    Поделиться

    Принципы сотрудничества "Аэрофлота" с профсоюзами

    На каких принципах сотрудничают профсоюзы с национальным авиаперевозчиком
    Любая солидная компания в силу нормативных требований и устоявшихся бизнес-традиций придает огромное значение социально-трудовым отношениям со своими работниками. Вот почему заключение коллективных договоров, в которых закрепляются ключевые параметры социального партнерства, становится важной вехой в деятельности каждого предприятия, поскольку символизирует достижение согласия по таким принципиальным вопросам как форма и размеры оплаты труда, рабочее время, время отдыха или льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законодательно.

    ОАО "Аэрофлот", руководство которого оказывает пример крайне эффективного управления госсобственностью, в последние годы становится образцом для подражания и в развитии корпоративной социальной ответственности, свидетельством чему - недавнее продление действия коллективного договора на 2015-2017 годы. По совокупному мнению профильных экспертов, в мире нет другой авиакомпании, чьи профсоюзы смогли бы договориться с работодателями о столь существенных преференциях и льготах для работников. Уточним: для всех работников, а не только для членов профессиональных организаций.

    Интересный момент: в этом году стороной коллективных переговоров, представлявшей интересы трудового коллектива, выступила не первичная профсоюзная организация (ППО) авиаработников, как это было ранее, а единый представительный орган. Коллизия заключается в том, что согласно главе 6 Трудового кодекса РФ право предложить работодателю провести коллективные переговоры имеет только ППО, объединяющая более половины занятых на предприятии. Профсоюз авиаработников, с которым "Аэрофлот" в течение многих лет сначала заключал, а потом продлевал коллективный договор, за прошедшие с момента пролонгации действующего социального соглашения три года не смог "угнаться" за темпами роста численности сотрудников авиаперевозчика и "растерял" требуемые Трудовым кодексом 50% списочного состава.

    В подобных случаях трудовой коллектив вправе создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, что и было сделано на базе все того же профсоюза авиаработников на конференции, состоявшейся в сентябре этого года.

    Казалось бы, факт примечательный, но отнюдь не выдающийся. Впрочем, есть ряд особенностей, заостряющих наше внимание. Во-первых, "злые языки" упорно нарекают профсоюз авиаработников "карманным", действующим в интересах работодателя. В вину ставится даже то, что в подготовке и проведении конференции принимал участие работодатель. Во-вторых, социальная активность в "Аэрофлоте" активно используется некоторыми "карликовыми" профсоюзными боссами в целях корпоративного шантажа, переходящего чуть ли не в вымогательство. В-третьих, не следует сбрасывать со счетов международную авиаконкуренцию, профсоюзная "карта" в которой играет далеко не последнюю роль.

    С первой чертой все ясно - вряд ли "карманный" профсоюз смог бы договориться с работодателем о полном сохранении социальных льгот и гарантий, отраженных в продленном коллективном договоре. Обвинения в "карманности" выглядят еще более странными, учитывая, что ежемесячная заработная плата командира воздушного судна (до 500 тыс. руб.) выше по сравнению с российскими и иностранными конкурентами, расходы на обеспечение предусмотренных коллективным договором социальных гарантий составляют более 3 млрд руб. в год, а сама компания устойчиво входит в топ-10 наиболее привлекательных российских работодателей по опросу ВЦИОМ.

    Второй штрих - алчность "на грани фола", стоящая за юридическими или информационными атаками на авиакомпанию с использованием, в том числе профсоюзного ресурса, неоднократно освещалась в СМИ. И пусть печальный финал подобных акций для стяжателей предсказуем, в социальном окружении авиаперевозчика нет-нет, да и находятся все новые "знатоки" лакун корпоративного законодательства, выдвигающие требования одно абсурднее другого - от высоты потолков в отелях, где отдыхают экипажи, до претензий к качеству штор в гостиничных номерах. Продление действия коллективного договора ставит крест напритязаниях любителей легкой наживы.

    Наконец, обострение международной авиаконкуренции в наши дни проявляется в прежде неизвестном социально-трудовом качестве. Как известно, в апреле 2014 года Госдума приняла закон о временном снятии ограничений на вхождение иностранцев в состав экипажей самолетов российских авиакомпаний, и наши перевозчики получили возможность принимать на работу иностранных граждан. "Аэрофлот" стал первой российской авиакомпанией, где на постоянной основе начал работать пилот-иностранец. Всего же при правительственной квоте в 80 человек предприятие получило от иностранных командиров воздушных судов 821 резюме, причем, больше всего заявлений поступило из Чехии, Германии, Италии и Испании.

    В настоящее время "Аэрофлот" готовится к подписанию контрактов с 26 пилотами (в основном, гражданами Германии), причем наши предложения о трудоустройстве не только соответствуют зарубежным стандартам, но зачастую превосходят их (в "Аэрофлоте" профессиональные требования для российских и иностранных пилотов идентичны). Вряд ли конкуренты будут рады привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, повышающих престиж, надежность и конкурентоспособность крупнейшей российской авиакомпании.

    В нашем обществе все еще сильны марксистские стереотипы, согласно которым профсоюзное движение существует исключительно для борьбы за права угнетаемого пролетариата. Однако вряд ли членов тех же летных экипажей "Аэрофлота" можно причислить к "угнетаемым" и "эксплуатируемым". Они олицетворяют сегодняшний средний класс, сполна использующий собственные компетенции. Цель современных профсоюзных организаций - не защита от канувших в Лету "капиталистов", а нахождение и закрепление баланса между повышением качества труда работников и ростом корпоративной конкурентоспособности путем конструктивного диалога с работодателем.

    Поделиться