27.10.2014 19:30
    Поделиться

    Силуанов: Пересматривать расходы на 2015 год сейчас не стоит

    Проект федерального бюджета готовился при более благоприятных для российской экономики перспективах, но пересматривать параметры расходов на 2015 год сейчас не стоит, сказал министр финансов Антон Силуанов, выступая в Госдуме.

    Однако, по его мнению, нужно подготовить предложения по оптимизации расходов в последующие годы в случае сохранения неблагоприятной ситуации в экономике.

    Резать сейчас расходные статьи бюджета на 2016-2017 годы не следует, уверен заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Ведь чтобы подстраховаться, в проект бюджета всегда закладывается значительное скрытое резервирование. Нынешний документ - не исключение.

    На протяжении ряда лет перед кризисом 2008-2009 годов государственные расходы планировались, исходя из консервативного прогноза мировых цен на нефть. Благодаря этому у нас появлялись "лишние" доходы, которые можно было направить в резерв. В этом году, правда, такие нефтедоллары отправились сразу на покрытие текущих расходов. А цены на нефть, "зашитые" в проект бюджета на ближайшую трехлетку (100 долларов за баррель российского экспортного сорта марки "Urals"), конкретно сейчас выглядят пределом оптимизма, хотя эксперты и не считают их невероятными.

    Зато явно заниженным выглядит прогноз по валютному курсу, обращает внимание Александр Широв. Сейчас в проект бюджета заложены 37,7 рубля за доллар в 2015 году, 38,7 рубля в следующем и 39,5 рубля в 2017 году. Хотя такую динамику рубль прошел за середину сентября - начало октября. И на этом не остановился, чуть ли не каждый день демонстрируя новые исторические минимумы.

    Поскольку доходы от экспорта газа и нефти бюджет получает в значительной степени в валюте, каждый шаг курса доллара вверх на один рубль дает федеральной казне дополнительные 190-200 миллиардов рублей только от курсовой разницы, следует из выступления Силуанова в Госдуме. Эти средства пока будут перекрывать выпадение доходов в связи с падением экспортных цен на нефть и замедлением темпов роста налоговых поступлений, связанных с внутренним производством, считает Широв.

    Кроме того, официальный прогноз ожидает, что инфляция на 2016-2017 годы замедлится до 4,5 и 4 процентов соответственно. Риски превышения этих показателей очевидны, но для федерального бюджета это означает увеличение абсолютного объема доходов по налогам. Плюс накопленные резервы, за счет которых в течение одного-двух лет можно решить все бюджетные трудности.

    Никогда параметры расходов, заложенные на двухлетний плановый период, не выдерживались полностью, их все равно придется так или иначе менять. Но лучше это сделать, как обычно, летом следующего года, когда будут понятны тенденции первых месяцев 2015 года, считает Широв. И сокращать расходы нужно будет только в случае явной перспективы длительной стагнации и исчерпания резервов. Урежут в первую очередь расходы на развитие экономики. Такова логика бюджетного процесса. В значительной степени они распределены по госпрограммам, которые рассчитаны на более длительные сроки, чем трехлетний бюджет. И сокращение таких программ на промежуточных этапах разрушительным образом скажется на развитии отраслей, усугубит структурные проблемы и приведет к тому, что в будущем бюджетный процесс будет идти только труднее.

    Сплошной секвестр бюджета в любом случае невозможен, точно не станут пересматривать расходы на социальную сферу и оборону. По нынешней редакции проекта бюджета эти расходы должны, напротив, существенно возрасти, и их доля в общих расходах бюджета увеличится с 24,8 процента в этом году до 28,7 процента в 2017 году для раздела "Социальная политика" и с 17,6 до 20 процентов для раздела "Национальная оборона".

    Поделиться