"Мы дали обещание прокуратуре не раскрывать детали, но я уверен, что следствие завершится в сжатые сроки, - заявил "РГ" Георгий Абдаладзе. - Мы просим снять гриф секретности, наложенный на материалы прежними властями. Тогда общественность узнает все об этих абсурдных обвинениях, выдвигавшихся против нас, о том, как фабриковались такие дела. Мы невиновны, мы пережили страшную несправедливость, и я должен буду сфотографировать за решеткой тех, кто к этому был причастен".
Фотографы, против которых было выдвинуто тягчайшее обвинение, провели в заключении несколько дней - столь негативной была реакция тогда международного сообщества, журналистских кругов на их арест. Сначала команда Саакашвили попыталась прикрыться признательными показаниями задержанных. Абдаладзе утверждает, что их получали путем угроз и шантажа. Когда в версию следствия никто не поверил, фотографов были вынуждены освободить на основании процессуального соглашения со следствием после признания ими вины. По грузинским законам, за сбор, хранение и передачу иностранному государству во вред интересам Грузии документов, содержащих государственную тайну, Ираклий Геденидзе и Георгий Абдаладзе получили по четыре года условного заключения, три года условно присудили Зурабу Курцикидзе и полтора - Нателе Геденидзе. Изначально всем четверым грозил срок от восьми до 12 лет. "Грузинская мечта" все эти сроки с журналистов уже сняла.
Примечательно, что тогда прежние власти изначально подумывали привлечь и грузинского фотокорреспондента "Ассошиэйтед пресс" Шахвалада Айвазова, но отступили перед жесткой позицией посольства США. Сразу же стало очевидным, что приводившиеся доказательства предательства журналистов, по меньшей мере, скупы. Например, сообщалось, что при обыске у Ираклия Геденидзе обнаружили информацию, касающуюся секретных деталей визита в страну президента Эстонии, в том числе "полный список уборщиц и работников ООО "Государственное обеспечение" с именами, фамилиями, датами рождения, местами проживания". Но личный фотограф президента Грузии просто мог получить это по протокольному регламенту.
Тогда Саакашвили и тогдашние министры внутренних дел Иванэ Мерабишвили (осужден по разным делам на три, четыре с половиной и 5 лет лишения свободы) и юстиции Зураб Адеишвили (разыскивается, по некоторым данным находится в Венгрии) предложили общественности следующую версию освобождения фотографов: якобы журналисты представили следствию сведения, являющиеся "особо важными" для обеспечения национальной безопасности. Это - "список секретных сотрудников российских спецслужб в Грузии и лиц, находящихся с ними на связи, конкретные планы и задачи этих служб, методы и практика получения, добычи и передачи информации". Кроме того, фотографы якобы рассказали о "действующих под покровительством российских спецслужб организациях". Но эти "признания" были настолько несуразными, что мало кто поверил в их подлинность.
Почему же Саакашвили арестовал фотографов? Георгий Абдаладзе говорит, что окончательно слово скажет новое следствие, но сам считает, что истинной причиной были кадры, снятые 26 мая 2011. Тогда жестоко подавили митинг оппозиции на проспекте Руставели. Фотографии окровавленных демонстрантов обошли весь мир. Абдаладзе уверен, что "утечка" очень разозлила Михаила Саакашвили, который и распорядился "наказать" авторов фотокомпромата против прежних властей.