Кардинально ситуация на Украине после выборов не поменялась. Давайте вспомним, в какой ситуации эти выборы назначались. Президент Порошенко исходил из того, что, победив на выборах главы государства, он сможет сформировать подконтрольное большинство в парламенте и свое правительство. Но, по предварительным итогам выборов, "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" премьера Арсения Яценюка получают примерно равное количество голосов. А это означает, что нынешний глава правительства тоже имеет необходимый для формирования кабинета народный мандат. И если раньше Порошенко даже при наличии разногласий сотрудничал с Яценюком, потому что они вместе стояли на майдане, то теперь сотрудничать им придется поневоле.
Но и это для Порошенко еще не самое неприятное. Может получиться так, что премьер будет иметь большее влияние, чем президент. Яценюк, судя по уже начавшимся коалиционным переговорам, рассчитывает получить портфели руководителей экономики и финансов.
Таким образом, у Порошенко останется только ответственность за последствия экономической политики, которую будет проводить Яценюк. Такой сценарий следует из конституции 2004 года, по которой формируется власть. Напомню, что в ней президент предлагает на утверждение парламента только кандидатуры шефа СБУ, главы МИД и министерства обороны, тогда как остальных министров презентует премьер. А украинская внешняя политика и оборона сегодня не те места, где Порошенко способен набрать политические очки.
И если МИД еще худо-бедно исполняет команды президента, то в силовом блоке ситуация неоднозначная. В том же СБУ уже уволены больше двух тысяч человек - их места заполняют боевики. В МВД этот процесс также идет опережающими темпами. В армии, понесшей катастрофические потери, кадровый профессиональный состав размывается за счет так называемых добровольцев. Одновременно государство теряет контроль над силовиками, которые за деньги готовы отстаивать интересы частных лиц - и не только Коломойского, превращаясь из регулярной армии в ландскнехтов. По сути, основой всего силового блока становятся боевики и наемники. Они собираются воевать дальше, чтобы в итоге получить в руки всю власть.
Пока же игра будет в две руки - Порошенко и Яценюк. Возможно, Яценюк подтянет "Самопомощь" для усиления своих позиций. В противовес Порошенко теоретически может привлечь к сотрудничеству оппозиционный блок.
Договариваться с Киевом в этой ситуации будет сложно. Нужно понимать, что у Порошенко и Яценюка разные интересы.
Дальнейший распад Украины на составные части выглядит неизбежным. Киев уже сейчас напоминает средневекового монарха, окруженного баронами. Например, "клан Балог" в Закарпатье усиливает свои позиции, есть свой базовый регион у "Свободы" и "Самопомощи" - Галичина, где усиливаются тенденции к автономизму. Даже Коломойский и тот имеет базовый регион - Днепропетровскую область, где демонстративно управляет как хочет. Но пока они заинтересованы во влиянии на власть в Киеве, потому что это означает международную легитимацию и финансовый ресурс в виде того же кредитования. С уменьшением ресурса упадет и интерес регионов и региональных баронов к Киеву.
Выборы в Верховную раду признали состоявшимися, однако в ходе голосования было отмечено большое количество нарушений и даже действий преступного характера.
Скандалами запомнился 102-й округ, где соперниками оказались экс-глава киевского горсовета Олесь Довгий и кандидат "от майдана" Андрей Лаврусь. Довгого обвинили в раздаче денег электорату и попытках устроить "карусель". Сам Довгий сказал, что это провокации от его основного оппонента. Попытки рукоприкладства были замечены не только на выборных площадках, но и на телевидении. Так во время телемарафона "Ночь выборов в Верховную раду с Савиком Шустером" чуть было не пострадал лидер Радикальной партии Олег Ляшко. С кулаками на кандидата в парламент пошли командиры добровольческих батальонов "Донбасс" Семен Семенченко и "Миротворец" Андрей Тетерук. Они требовали от Ляшко извиниться за то, что тот "строил из себя фронтовика". Драку предотвратило только вмешательство ведущего. Любопытно, как украинские СМИ публиковали эксит-поллы о ходе голосования. Дело в том, что по закону обнародовать такие сведения разрешено только после закрытия избирательных участков. Нужно признать, что украинские коллеги придумали, как это правило обойти. Пресса писала об алкогольных пристрастиях украинцев, выдавая необычные названия напитков, за которыми "читались" названия партий. В таких негласных рейтингах фигурировали "Шоколадный ликер" ("Блок Порошенко"), водка "Фронтовая" ("Народный фронт"), ликер "Старый Львов" (партия "Самопомощь", которую возглавляет мэр Львова), водка "Московская" ("Оппозиционный блок") и другие.