Каспийское море, расположенное на стыке Европы и Азии, с давних пор известно как естественное место обитания 90% мировой популяции осетровых, редкого вида каспийских тюленей и множества других видов флоры и фауны. Но сегодня об этом уникальном водоеме больше говорят только в "нефтяном" контексте - здесь открыты богатые месторождения нефти и газа, которые разрабатывают крупные транснациональные корпорации. А основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, охраны и воспроизводства биологических ресурсов Каспийского моря, а также процедурные вопросы принятия совместных решений прикаспийскими государствами регулируются Тегеранской рамочной конвенцией.
По словам начальника отдела экологической и природоохранной политики Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана (МЭПР), одного из разработчиков Рамочной конвенции Расима Саттарзаде, документ по защите морской среды Каспия - первое юридически обязательное соглашение, ратифицированное всеми пятью прибрежными государствами. Остается только претворить в жизнь задекларированные в нем важнейшие пункты.
Все согласны с тем, что при реализации нефтегазовых проектов необходимо строгое соблюдение высочайших экологических стандартов. Каспийское море всегда славилось своими природными ресурсами, и их значение для экономик прибрежных государств продолжает расти. Поэтому при разработке энергетических ресурсов основной задачей является соблюдение баланса между производственными процессами и охраной окружающей среды. Особенность экосистемы Каспия, его уникальность определяют соответствующие требования к стратегии функционирования экономик этих стран, ведь процесс освоения прикаспийскими государствами углеводородного сырья напрямую связан с ростом их благосостояния.
Между тем мониторинги последних лет свидетельствуют, что экологическая ситуация на Каспии значительно улучшилась, так как на смену изношенной и морально устаревшей советской добывающей технике пришло более современное производство. Технологии, которые применяются в нефтегазовой промышленности, стали более совершенными, считают специалисты.
Что касается Азербайджана, в стране вкладываются миллиардные инвестиции в реконструкцию и восстановление крупных очистных сооружений, что позволяет предотвращать загрязнение Каспийского моря. В Бакинской бухте, например, отмечается тенденция к снижению уровня загрязненности: по сравнению с 1990 годом вода в бухте стала значительно чище, хотя концентрация нефтепродуктов и тяжелых металлов в донных отложениях все еще остается довольно высокой.
Учитывая, что источниками загрязнения моря являются промышленные, сельскохозяйственные и муниципальные стоки, первоочередное внимание азербайджанскими специалистами уделяется реконструкции существующих и строительству новых очистных сооружений. Правительство решает эти вопросы за счет вложения собственных средств и привлечения инвестиций. В основном это касается реконструкции крупных очистных сооружений.
Кроме того, в целях максимального уменьшения рисков, связанных с нефтедобывающей деятельностью, Азербайджан проводит жесткий контроль выполнения обязательств по соблюдению экологических стандартов международными нефтяными компаниями на всех этапах добычи углеводородных ресурсов. Для наиболее крупных морских месторождений нефтяными компаниями совместно с МЭПР и специалистами соответствующих НИИ разрабатываются собственные стандарты.
Примером регионального сотрудничества может служить осуществление прибрежными странами при поддержке международных организаций Каспийской экологической программы. Кроме того, за последние два-три года в пятистороннем формате подписаны такие значимые для защиты морской среды Каспия международно-правовые документы, как протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, протокол по защите моря от загрязнения из наземных источников.