Инфраструктура Крыма будет модернизирована

Крымский полуостров в своем развитии отстает от России примерно на 20 лет, то есть фактически ситуация здесь не менялась со времен СССР. Поэтому основной задачей федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" является снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего транспортных.

Эксперты не стесняются в оценках того, как выглядит транспортная инфраструктура Крыма. Фактически она существенно не менялась с того момента, как распался Советский Союз. Определенная работа велась, но ее результаты практически не заметны на фоне всеобщего удручающего состояния. Примерно треть всей суммы финансирования ФЦП и половина средств, которые планируется вложить в развитие транспортной инфраструктуры Крыма - 228 миллиардов рублей, - это расходы на строительство переправы через Керченский пролив.

Предполагается, что мост будет построен к концу 2018 года, однако до этого времени полуостров тоже должен как-то жить.

Помимо строительства новой переправы необходима также модернизация сети существующих автомобильных дорог, которые далеки от российских стандартов как по пропускной способности, так и по требованиям безопасности. Это будет не только сверхпопулярное направление Симферополь - Южный берег Крыма, но и комплексная реконструкция основной магистрали полуострова Керчь - Феодосия - Симферополь - Севастополь, а также ремонт дорог в сторону Украины - на Джанкой, Армянск, Красноперекопск. Мы исходим из того, что добрососедские отношения с Украиной нужно развивать, и какого-нибудь искусственного приостановления поставок из соседней страны - будь то грузы, стройматериалы или продукты - не планируем.

Для экономического развития Крыма также очень важно наращивать грузооборот портов. В 2013 году суммарно пять портов Крыма - Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и Севастополь - обработали около 11 миллионов тонн. Это ничтожно мало. Для сравнения: под Петербургом порты Усть-Луга и Приморск обрабатывают около 63 миллионов тонн в год каждый. Сейчас, когда меняется вся мировая логистическая схема доставки грузов, морской транспорт объективно будет востребован на поставках из-за рубежа, в частности из Турции. И конечно, важным элементом работы портов должно стать пассажирское сообщение - и для развития туристических кластеров, и отчасти для снятия нагрузки с автомобильной дорожной сети. Возможность перемещаться морем вдоль берега в советские годы имелась и была востребована, поэтому сейчас это тоже одно из направлений работы. Второй животрепещущий вопрос для Крыма - это энергетика. Проблемы в этой сфере планируется решать двумя путями: строительством собственной генерации и включением энергосистемы Крыма в энергосистему России. На территории полуострова будет построено две газотурбинные электростанции совокупной мощностью около 880 мегаватт, которые практически полностью обеспечат потребности Крыма в электроэнергии. Сейчас ведется работа по подбору площадок и обеспечению их необходимой инфраструктурой, предположительно это будет Симферополь и Севастополь. Кроме того, будет проложен подводный кабель с материка, который обеспечит не только включение Крыма в российскую энергосистему, но и резервную подачу электроэнергии для полуострова.

Для развития промышленного потенциала полуострова планируется принять пакет законопроектов, направленных на формирование инвестиционной инфраструктуры Крыма. Для портов это будет режим удобного флага и свободного порта, при которых существенно упрощаются процедуры, связанные с перевалкой грузов и их таможенным оформлением. Тем самым создается возможность для развития хабов на территории портов Крыма и для формирования в районе этих портов промышленных узлов, связанных с переработкой грузов.

Кроме того, в рамках законопроектов по созданию на территории Крыма свободной экономической зоны (СЭЗ) предусмотрена возможность полностью безвизового посещения Крыма для иностранных граждан тех стран, которым требуется въездная виза в РФ - для тех, кто приезжает туда с туристическими целями, на срок не более 30 дней. Эта позиция уже согласована и Министерством иностранных дел РФ, и Федеральной миграционной службой.

Преференции СЭЗ будут распространяться на ключевые отрасли экономики Крыма: промышленность, сельское хозяйство, туризм и логистику. Проекты стоимостью свыше 100 миллионов рублей - а если они реализуются субъектами малого и среднего предпринимательства, то свыше 20 миллионов рублей - получат налоговые льготы.

В этом сезоне спрос на авиабилеты был очень высокий, но думаю, что аэропорт будет очень востребованным даже после того, как мы введем в строй мост, и часть пассажиров оттянет на себя наземный транспорт.

Логистически аэропорт в Симферополе прекрасно расположен, транспортная схема очень удачная, и потому мы видим существенные перспективы развития здесь транспортного узла. В ФЦП предусмотрены мероприятия по модернизации аэродромного комплекса, для создания полноценного аэровокзального комплекса планируется привлечение крупного инвестора.

Также ФЦП предусматривает концентрацию развития в нескольких точках для перспективного формирования туристических кластеров. Прежде всего это Евпатория - Саки в западной части полуострова, а также Коктебель и его окрестности. Там запланированы значительные финансовые вложения, и там же необходимо решить сейчас две основные задачи. Первая - это приведение в надлежащий вид инфраструктуры: ЖКХ и улично-дорожной сети. Вторая задача, которая по значимости важнее первой, -решение вопроса с архитектурной концепцией развития этих территорий и подготовкой необходимой градостроительной документации.

В первую очередь это подготовка площадок для комплексного освоения территорий, а также формирование и реализация программы приватизации всего массива государственной собственности, в том числе в туристическом секторе - сейчас на балансе у государства "висит" много санаториев, домов отдыха. Понятно, что есть ведомственные санатории, прежде всего силовых структур, они должны быть и развиваться, есть специализированные учреждения по реабилитации и медобслуживанию. Но в подавляющем большинстве случаев следует обязательно привлекать частный сектор, потому что состояние этих объектов ничем не лучше состояния инфраструктуры.

Отдельным элементом развития полуострова как привлекательного места отдыха для российских и иностранных граждан может стать создание игорной зоны на территории Республики Крым. Соответствующее решение уже принято, однако конкретное место пока не выбрано. Делать это нужно будет только после того, как у проекта появится конкретный инвестор или инвесторы, которые смогут освоить некую территорию и сформировать там игорную зону. Но, по моему глубокому убеждению, никакой инвестор просто так сам не придет. Нужно работать в этом направлении, занимая не выжидательную, а активную позицию. Известны и мировые операторы игорной деятельности, и российские, которые после вступления в силу соответствующего закона РФ ушли на территории других государств. С ними нужно разворачивать работу и обсуждать конфигурацию этой будущей зоны. Такая работа правительством Крыма уже ведется.