Надлежащим ответом на эти вызовы должна стать целенаправленная политика по повышению эффективности отечественного ТЭКа, особенно в сфере производства и экспорта энергопродуктов с высокой добавленной стоимостью. Таковы основные оценки Национального нефтегазового форума, состоявшегося в Москве.
Как отмечали его участники, ввиду растущей капиталоемкости освоения новых месторождений, расположенных в основном в труднодоступных регионах, все труднее поддерживать среднегодовой уровень добычи и экспорта нефти соответственно в 500 и 200 млн тонн.
"В России добыча нефти будет снижаться после 2014 года, - заявил вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. - Хотя в последние 3 года ее темпы роста стабилизировались, роста добычи пока не предвидится". Причем добыча в РФ к 2017 году может понизиться на 25 млн тонн от текущего уровня, а к 2017 году, когда, по мнению Л. Федуна, мировые цены наверняка пойдут вверх, РФ сможет вернуться на нынешний объем добычи - примерно 10 млн баррелей. По прогнозу министра энергетики РФ Александра Новака, цены вернутся к уровню $90 - 100 за баррель в долгосрочной перспективе.
В то же время растет мировой спрос, и прежде всего в Восточной Азии, на продукты глубокой переработки нефтегазового сырья, но ассортимент этой российской продукции пока не столь широкий в отличие от индустриальных стран и большинства стран - участниц ОПЕК. Поэтому среди ключевых факторов повышения эффективности нефтегазовой индустрии страны рост производства и использования современных отечественных технологий добычи, транспортировки и переработки как сырья, так и готовой продукции. Смежная проблема, требующая решения в кратчайшие сроки, это сокращение потерь углеводородного сырья при добыче, хранении, транспортировке и переработке. По уровню этих потерь, нередко достигающих 15% от объема добычи, РФ опережает многие страны.
Новый фактор влияния на российский ТЭК - это санкции ряда западных стран в отношении РФ. Это касается главным образом геологоразведочного, добывающего оборудования и средств транспортировки углеводородов. "Производство российского оборудования для нефтегазовой индустрии растет, и требуется стимулировать такую тенденцию, - пояснил "РГБ" Александр Новак. - Это могут быть субсидии предприятиям и компаниям, инвестирующим в технологическое импортозамещение". Намечены также, по словам министра, административное и юридическое упрощения в доступе бизнеса к новым месторождениям, снижение ставок по кредитам и заимствования на льготных условиях.
В газовой сфере технологическая импортозависимость России намного меньше, чем в ряде других секторов ТЭКа. "Не больше 5% в основных фондах отрасли приходится на импорт, - уточнил "РГБ" президент Российского газового общества Павел Завальный. - Но требуется расширить ассортимент отечественной продукции, необходимой для освоения труднодоступных ресурсов, глубокой переработки сырья и энергосбережения". Кроме того, зарубежный бизнес заинтересован в новых проектах в российском ТЭКе, поэтому, по словам П. Завального, нужно повысить уровень инвестпривлекательности всех секторов ТЭКа.
"России предстоит решить системные взаимосвязанные задачи, - пояснил "РГБ" президент РСПП Александр Шохин. - Они включают, например, обновление генеральных схем развития нефтяной и газовой промышленности в связи с новыми тенденциями на внутреннем и международном рынках как технологий, так и самих энергопродуктов. Весьма актуальны вопросы, связанные с должным уровнем воспроизводства минерально-сырьевой базы. Но эти и другие задачи не могут быть решены без совершенствования налоговой и таможенно-тарифной политики в энергетической сфере страны".