Недавно дочь олигарха Мария Байбакова решила научить страну, как правильно рассчитывать нерадивых слуг, чем вызвала бурную дискуссию в интернете. Во-первых, ни в коем случае не кричать и не выходить из себя, потому что "бурные эмоции мы должны открыто выражать только по отношению к равным". А во-вторых, увольнять нужно "быстро, четко мотивируя причину, не давая времени на оправдания и слезы". Соцсети возмутились откровенно барственному тону дамочки. Да и такие слова, как "батлер", "мажордом" или "стафф", народу, который живет в купленных в ипотеку двушках, малопонятны.
Но рациональные зерна в откровениях обладательницы дорогущего загородного дома в престижном районе, все же есть. Дама, как интуитивный социолог, почувствовала тенденцию: на рынке труда появилась очень востребованная и большая страта людей, готовых быть обслуживающим персоналом, по-простому говоря, "прислугой". И этот род деятельности нуждается в четко прописанных правилах отношений с "хозяевами". Вот примеры нынешней правовой зыбкости: знакомые, не бедные люди, приняли на работу повара из соседней, еще недавно дружественной, страны, полюбили его как родного, решили отправить во Францию на стажировку. Тут и выяснилось, что он в розыске. Но не защищены от малоприятных сюрпризов и "слуги". 18-летний наследник крупного бизнесмена пробил голову своей гувернантке. Чтобы избежать судебного преследования, родители подарили учительнице квартиру в Москве.
Трудно не согласиться с Байбаковой, когда она рассуждает о том, что "правильный менеджмент всегда этичен". В общем, для обитателей отечественных замков советы девушки из высшего общества вполне актуальны. Скажем, одежду из прошлогодней коллекции домработницам лучше не отдавать, а за столом вместе с хозяевами может сидеть только гувернер сына, на гувернанток дочери это правило не распространяется…
Все это людям, выросшим с уверенностью, что "слуг у нас отменили в революцию", обсуждать непривычно, но, воля ваша, правила нужны. В больших городах каждая пятая семья пользуется помощью нянь и домработниц, а как себя держать так, чтобы помощники не сели на голову, не лезли в подружки, но при этом были ответственны и душевны почти как родные, представляет себе плохо.
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru: Все хотят идеального сервиса, но с презрением относятся к людям, которые его обеспечивают. С другой стороны, вспомните наших официантов. Кем они только себя не представляют! В Европе официант - просто официант, и ему это нравится! Одним словом, уважаемый человек. Мне кажется, что пройдет еще какое-то время, прежде чем мы будем подходить к любой профессии без комплексов.
Комплексы свойственны только "персоналу"?
Алексей Захаров: Не только. Хозяева выстраивают отношения с домашним персоналом в соответствии с собственным уровнем культуры. Если человек родился в замке, а потом обеднел, он строит себе маленький замок, чтобы жить. А если человек родился в бараке, а потом разбогател, он строит себе большой барак. И привносит туда культуру барака. Вот я руководитель компании, где работает несколько сотен человек. Чем наши сотрудники отличаются от домашнего персонала с точки зрения производственных процессов? Да ничем. Если я не буду их уважать и ценить, бизнес развалится. То же самое и дома. Неадекватных руководителей, которые упиваются властью, так же много, как придурков-"хозяев". Но и субординацию никто не отменял.
Мажордомы сейчас в дефиците?
Алексей Захаров: Управлять большим домом так же трудно, как и большой компанией. И тут, и там нужен профессионал, чтобы жизнь отладить как часы. Грамотного управляющего в дом подобрать не проще, чем любого другого профессионального менеджера - в банк, в нефтяную компанию. И это вполне себе развивающаяся сфера услуг.
Насколько этот рынок защищен? Агентства, предлагающие персонал для частных домов, ручаются за него? Они способны "вычислить" хотя бы тех, кто в розыске?
Алексей Захаров: У кадровых агентств потенциал в этом смысле небольшой. Они пытаются проверять людей в первую очередь по формальным признакам. Что касается больших загородных домов очень богатых людей, то у них проверкой занимаются собственные отделы безопасности или кадровики в компаниях, где хозяева работают, обычно на топ-менеджеровских должностях. Эти службы знают, как проверять рекомендации, дипломы, трудовые книжки. Няню проверяют так же, как бухгалтера.
Лариса Паутова, доктор социологических наук, директор проектов ФОМ: До революции внутридомовая этика общения с обслуживающим персоналом или слугами была четко регламентирована. Как рушились эти отношения, ярчайшим образом видно в булгаковском "Собачьем сердце". Ныне процветают снобизм, хамство и воровство. В телевизоре - только негативные примеры: то какая-нибудь "звезда" побьет помощницу по хозяйству, то сильно пьющая няня издевается над младенцем "на глазах" скрытой камеры.
Многовековая профессиональная традиция, такая как в Англии, у нас отсутствует. Ее главные принципы - дистанция и уважение, - не соблюдаются. Как говорил мой папа, когда нужно было убрать за собой в комнате, "лакеев отменили в 17-м году". Впрочем, домработницы были у многих советских партократов и профессоров. Сейчас в России используются несколько моделей отношений "хозяин-слуга", - все не гарантируют от неприятностей... Первый: "Баба Маша, член семьи". Второй: "Я хозяин, ты - дурак!" (обычно в семьях, где нет опыта принадлежности к аристократическим кругам). И третий: "Формальный работник: ни шагу сверх договора".