Такое решение минтруда может подстегнуть развитие фитнес-индустрии. Но его представители пока не делают оптимистичных прогнозов о дополнительной прибыли, которую принесет им эта инициатива. Во-первых, фитнес достанется только наиболее активным сотрудникам. Так как направить остаток средств, предназначенных для мероприятий охраны труда, на фитнес можно по инициативе самих сотрудников. Лучше всего, если с таким предложением к руководству обратится профсоюз. Это серьезно снижает шансы на реализацию идеи фитнеса за счет работодателя, так как профсоюзы в России сильны именно на предприятиях, где высокие затраты на охрану труда, а вот в офисных организациях они практически отсутствуют. Во-вторых, половина людей по корпоративному договору не приходит на тренировки. И работодателю, считающему деньги, невыгодно оплачивать услуги, которыми коллектив не пользуется.
По данным службы исследований компании HH.ru, сегодня 18% работников могут похвастаться наличием льгот от работодателя на занятия спортом. Половине из них руководство предоставляет площадку и инвентарь для занятия футболом, баскетболом или волейболом, а 41% счастливчиков являются обладателями корпоративной карты на посещение фитнес-центра. При этом более чем в половине случаев компания оплачивает абонемент в спортивный клуб лишь частично, остальное вычитается из заработной платы работника. Большинство организаций, которые берут на себя затраты по оплате фитнеса для сотрудников, - это компании Москвы и Санкт-Петербурга. "80% - это крупные компании, у которых фитнес - часть социального пакета офисного персонала", - говорит Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter.
Специалисты рекрутинговых компаний утверждают, что подход к оплате занятий спортом работодателем уже сформировался. "Корпоративный фитнес - одна из самых распространенных опций социального пакета после ДМС. Тренд последнего времени - организация занятий прямо на рабочем месте. Крупные корпорации оборудуют собственные спортзалы на территории офисов. Те, кто не может себе этого позволить, приглашают тренера в офис. Особенно популярен такой формат для корпоративной йоги, так как этот вид занятий не требует серьезного инвентаря", - рассказывает Анна Чуксеева, руководитель направления по связям с общественностью Job.ru.
Большинство крупных сетей фитнеса уже работает с корпоративными клиентами. "Мы активно развиваем корпоративное направление, которое несколько лет демонстрирует положительную динамику", - говорит Евгения Костина, директор по стратегии и маркетингу компании "Русская Фитнес Группа".
Если оценивать потенциальных клиентов фитнес-центров по опросам рекрутеров, то получаются впечатляющие результаты. По данным портала Superjob.ru, две трети работающих женщин и чуть больше половины мужчин (52%) утверждают, что побегут в спортзалы, если абонемент оплатит работодатель. Наиболее заинтересована в этой инициативе молодежь (65%). Чем старше респонденты, тем меньше их интересуют занятия спортом (51% среди опрошенных старше 45 лет). Опросы HeadHunter показывают, что инициативу фитнеса за счет работодателя одобряют 83% работников.
Однако, несмотря на интерес к спорту тех, кто еще не посещает фитнес-клубы по корпоративным программам, получив заветную карточку, реально идет в спортзал меньшинство сотрудников. Процент тех, кто станет посещать фитнес-центр даже за счет средств работодателя, не будет таким высоким, как показывают социологические опросы.
"В Москве проводилось маркетинговое исследование фитнес-клубов премиум-класса, посещать которые можно только по годовому абонементу. Результаты показали: 40% корпоративных карт не приходят ни разу, 40% - один раз, 10% посещают занятия раз в месяц, оставшиеся 10% - от раза в неделю и выше", - рассказывает управляющий фитнес-клуба "Атлантис" Александр Кононов. Ежемесячно работодатели получают статистику, на основании которой тех, кто не ходит на занятия, вычисляют.
В результате работодатели мало заинтересованы в том, чтобы тратиться на спорт. Скорее всего, если инициатива минтруда будет принята, компании будут приобщать коллектив к здоровому образу жизни с помощью корпоративных спортивных мероприятий.
Не исключено, что организации захотят сэкономить. Из-за неблагоприятной экономической обстановки многие работодатели уже сейчас вынуждены сокращать социальные программы. Поэтому большого размаха спортивных программ за счет работодателя ожидать не стоит.