Новости

28.10.2014 15:00
Рубрика: Экономика

От центра к краю

Воронежским работодателям сложно готовить кадры для производств в районах
В Воронежской области реализуют уже пять комплексных проектов в рамках 218-го постановления правительства РФ, призванного поддержать кооперацию учебных заведений и бизнеса. На эти цели привлечено 920 миллионов федеральных инвестиций и более миллиарда частных. Однако проблемы в этой сфере не решены. Так, ключевым вопросом недавнего совета ректоров региона, прошедшего с участием лидеров бизнес-сообщества, стало даже не качество подготовки специалистов, а ее излишняя централизация.

Феномен из пединститута

Студенты-целевики, как известно, не склонны возвращаться на предприятия, которые помогли им получить образование. "Увиливают" и в Воронеже, а уж про отдаленные районы и говорить нечего. Особенно остро это чувствуют на юго-востоке области.

- До областного центра, где есть технический университет (ВГТУ), от нас 250 километров, - отметил управляющий компаниями "ЦНО Химмаш" и "Грибановский машиностроительный завод" Николай Красножон. - Взять Борисоглебск, Грибановку, Поворино - в округе около 20 развивающихся промпредприятий, которые готовы дать работу молодежи. Мы занимаемся профориентацией в школах, но если этих ребят потом отправить учиться в столицу региона, они там и осядут. Проверено… Более пяти лет назад мы вели переговоры с ВГТУ об открытии филиала в Борисоглебске. Готовы были бесплатно предоставить производственную базу, оборудование (а станки у нас такие же современные, как в Воронеже), помощь практиков - ничего не вышло. Тогда сделали на заводе базовую кафедру Башкирского госуниверситета (посмотрите карту, где мы и где Уфа?!), чтобы учить сотрудников без отрыва от производства. Но когда об этом узнал губернатор, он возмутился, ведь 4,5 миллиона рублей в год за обучение ребят уходит в другой регион. В результате активизировался наш классический университет и открыл вместе с нами факультет машиностроения в своем подразделении - Борисоглебском пединституте. Набрали свыше 50 студентов. Конечно, педагоги-машиностроители - феномен, но мы надеемся увидеть в крупнейшем райцентре области нормальный филиал "политеха", чтобы выстроилась вся цепочка от школы через ссуз и вуз к производству.

Отвечая на критику, ректор ВГТУ Владимир Петренко сообщил, что развернуться в Борисоглебске им не дало минобразования РФ. Документы были подготовлены в ту пору, когда ведомство, наоборот, сокращало филиалы с численностью студентов менее 250 человек. Руководитель добавил, что ничто не мешает работодателям юго-востока области давать своим землякам целевые направления в технический вуз, "прикармливать" их специальными стипендиями и потом приглашать к себе по распределению.

- Вернуть целевика - действительно самое сложное, - согласился ректор. - Но поймите: когда инженеру на заводе предлагают 12 тысяч рублей в месяц, конечно, он пойдет в торговую компанию, где заработки заведомо выше.

Запастись терпением

Похожий путь прошла воронежская корпорация "РИФ", только в сегменте среднего специального образования. Если в областном центре перспективные кадры найти удавалось, то для совместного с Siemens производства в Острогожске - на площадке бывшего авторемонтного механического завода - готовить персонал оказалось негде.

- Нам нужны рабочие трех специальностей - сварка, машиностроение и радиотехника. Попытки наладить обучение на базе местного аграрного техникума пока безуспешны, - рассказала заместитель гендиректора корпорации Галина Коваленко. - Хотя мы сами нашли 13,5 миллиона рублей на оснащение учебных классов и мастерских. Чиновники подсчитали, что лицензирование этих специальностей обойдется в 11,2 миллиона, но денег нет. Приходится возить людей за сто километров в Воронеж, где-то селить и образовывать самостоятельно в головном предприятии. Но мы же не педагоги!

Власти каждый год тратят миллиард рублей на содержание сети ПТУ и колледжей, и половина этих денег уходит в трубу

Как пояснили в областном департаменте образования, науки и молодежной политики, технология машиностроения - самая затратная специальность.

- Невозможно организовать обучение везде, где это удобно работодателям. К тому же машиностроителей у нас уже выпускают в пяти ссузах. Целесообразно оснащать по полной программе базовые центры, а не рассеивать суперсовременные станки по районам, - подчеркнул глава департамента Олег Мосолов.

Третейским судьей выступил губернатор Алексей Гордеев, предложив местной Торгово-промышленной палате выделить некие пулы предприятий со сходными потребностями в кадрах, чтобы было проще договариваться, где какие специальности открывать:

- Очевидно, что система образования не поспевает за развитием бизнеса. Мы каждый год тратим миллиард рублей на содержание сети ПТУ и колледжей, и обидно, что половина этих денег идет в трубу, так как 50 процентов выпускников трудится не по специальности.

Однако глава ТПП Юрий Гончаров промолчал. Такие идеи выдвигаются не впервые, но что-то не складывается у работодателей консолидированный заказ на кадры. В частных беседах промышленники пояснили, что в ряде случаев это происходит из-за нестабильности спроса на рабочих того или иного профиля. На одной стадии производства нужны фрезеровщики, на другой - сборщики. В периоды простоя доходы квалифицированных сотрудников падают, и они легко снимаются с места, находя выгодное предложение на соседнем заводе. Просчитать же загодя, какие кадры будут точно нужны через 4-5 лет (цикл обучения), в нынешних условиях мало кто способен.

Угадай потребности

Вузы, в свою очередь, ждут от бизнеса именно такого перспективного видения. Причем не только в области подготовки кадров, но и в сфере мелкосерийного производства наукоемкой продукции.

- Почти при каждом высшем учебном заведении созданы малые инновационные предприятия (МИПы), но треть из них существует формально, - подчеркнула проректор ВГУ Татьяна Давыденко. - Также неэффективно используются вузовские центры коллективного пользования оборудованием - несмотря на название, они изолированы от внешнего мира. Подобная техника стоит и в заводских лабораториях. Наверное, надо продумать разветвленную систему использования ценных аппаратов. Имея к ним доступ, те же МИПы могли бы выпускать комплектующие для системообразующих предприятий, "расшивать" узкие места. Если бы четко знали, что будет востребовано.

Тему эффективности вузов подхватил Владимир Петренко, указав на то, что нашумевшие рейтинги этой самой эффективности не всегда объективны:

- Средний балл ЕГЭ среди абитуриентов вуза вычисляется, образно говоря, сложением метров с килограммами - баллов по обществознанию, более легкому предмету, и математике. В итоге те вузы, где для поступления нужна математика и физика, заведомо проигрывают гуманитарным. Давайте на уровне региона сформулируем некий перечень значимых критериев, которые бы отражали реальную востребованность наших выпускников.

Инициативу поддержали и коллеги-ректоры, и Алексей Гордеев, пояснив, что аналогичным образом трансформировал систему оценки глав районов. Из множества разных параметров было выбрано два интегральных - мнение населения (оценивается через Общественную палату региона) и бизнес-сообщества. Для вузов, по словам чиновника, подошел бы опрос работодателей. В конечном счете именно они являются заказчиками кадров, а не государство.

Экономика Работа Занятость Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж Рынок труда