Необходимость экономить связана с тем, что федеральный центр настойчиво требует от регионов сокращать бюджетные расходы. Однако эксперты подчеркивают, что это еще более усложнит положение транспортников, поскольку финансирование перевозок пассажиров-льготников фактически перекладывается на их плечи. Однако и. о. министра подчеркнул, что о перекладывании социальной нагрузки на транспортные компании речи не идет, хотя в некоторых субъектах РФ льготный проезд отменен.
- С ейчас рассчитывается полная стоимость социального билета - это тариф в 19 рублей, умноженный на 50 поездок. Получается 950 рублей. Стоимость льготного билета - 430 рублей. Разницу между этими суммами транспортное предприятие получает в виде компенсации, - пояснил Дмитрий Соснин. - Но в реальности граждане могут совершать как меньшее, так и большее количество поездок. После внедрения безналичной оплаты проезда каждая льготная поездка будет подсчитана.
Кроме того, минтранс предполагает ограничить число поездок, потому что источников финансирования не хватит на то, чтобы полностью покрыть эти расходы, добавил глава министерства. Транспортные компании будут получать компенсацию, исходя из совершенных льготниками поездок, именно для этого и потребуются валидаторы. Внедрять безналичную оплату проезда в регионе будет независимый оператор.
Об использовании валидаторов в Заполярье говорят уже давно. Еще в 2010 году предполагалось, что северяне смогут оплачивать проезд бесконтактными микропроцессорными транспортными картами. А до 1 января 2011 года планировалось ввести автоматизированные системы контроля за пассажирскими автоперевозками с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Мурманская область должна была стать пионером в создании интегрированной системы, которая позволила бы не только платить за проезд по безналу, но и следить за расходом топлива, скоростью, выполнением расписания, появлением на маршруте "левых" перевозчиков. Кроме того, до сих пор ни в одном регионе безналичный расчет не внедрялся на пригородных и междугородних перевозках, и тут Мурманская область тоже должна была оказаться впереди. Но этого пока не произошло, поскольку так и не удалось своевременно решить ряд технологических вопросов. Сначала минтранс собирался вводить отдельные транспортные карты. Но вскоре после подведения итогов конкурса на внедрение валидаторов и карт ситуация изменилась. Едва успели появиться сигнальные образцы транспортных карт, как было решено снабдить льготников едиными социальными картами, позволяющими в том числе и оплачивать проезд.
Как сообщили в пресс-службе областного правительства, в прошлом году в Мурманске успешно опробовали систему оплаты поездок в общественном транспорте по универсальной электронной карте (УЭК).
- Мы прорабатываем возможность реализации инвестиционного проекта, направленного на внедрение транспортного приложения, - сообщил председатель комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области Тимур Лапин.
Ранее заместитель руководителя "Многофункционального центра Мурманской области" Игорь Егоров сообщил, что МФЦ уже располагает картами, валидаторами, программным обеспечением и считывающими устройствами, с помощью которых на карту записывается количество поездок. Валидаторы, которые будут находиться у кондуктора, в транспорте с карты пассажира должны списывать поездки. Чтобы эта система заработала на полную мощность, нужно снабдить валидаторами весь общественный транспорт и развернуть инфраструктуру, которая позволила бы гражданам записывать определенное число поездок на свои карты, например, заранее оплачивать их через терминал.
Однако пока решены не все вопросы. Нет полной ясности, что именно будет использоваться для безналичной оплаты проезда - УЭК или отдельные транспортные карты. Представители федеральных структур настаивают на универсальных. Не исключено, что в общественном транспорте будут использоваться как УЭК, так и простые транспортные карты, поскольку речь идет об одной и той же технологии.
Но пока не хватает оборудования, чтобы внедрить эту систему повсеместно, отметил директор мурманского предприятия "Электротранспорт" Сергей Коробков.
Не определен и оператор, который должен организовать систему безналичной оплаты проезда. Дмитрий Соснин заверил, что это будет государственное предприятие.