Новости

28.10.2014 14:53
Рубрика: Экономика

Зоны взлета и посадки

Для развития проектам ОЭЗ нужна благоприятная инвестиционная среда
В СЗФО действует несколько ОЭЗ. Однако не все они одинаково успешны. В причинах сложившейся ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Порт и ныне там

По мнению Владимира Климанова, директора Института реформирования общественных финансов, в регионах Северо-Западного федерального округа, как и во всей стране, есть позитивный и негативный опыт создания ОЭЗ. Пример со знаком минус - портовая особая экономическая зона в Мурманской области, открытая в 2010 году. С тех пор велась работа по созданию концепции развития зоны и оформлению земельно-имущественных отношений, на которую региональный бюджет потратил порядка 56 миллионов рублей. Однако ни одного резидента за четыре года зарегистрировано не было. Сейчас портовую площадку в Мурманской области планируется развивать в ином формате, с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Как считает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров, причина неуспеха мурманской ОЭЗ в отсутствии очевидного экономического эффекта от инвестирования в эти территории. Еще одна причина, по мнению члена совета "Опоры России" Дмитрия Несветова, связана с состоянием инвестиционного климата в целом по стране.

Еще раньше, в 2012 году, досрочно прекратила существование ОЭЗ туристско-рекреационного типа на полуострове Куршская коса в Калининградской области. Здесь, как и в Мурманске, не удалось договориться с инвесторами. Да и экологи возражали против строительства крупных туристических объектов на территории уникального природного парка.

Есть и успешные примеры. Резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге стали больше 30 высокотехнологичных компаний. В рамках ОЭЗ создано четыре кластера: информационных технологий и телекоммуникаций, фармацевтики и медицинских технологий, точного приборостроения, энергоэффективности.

- Впрочем, не стоит забывать, что Санкт-Петербург - это крупная столичная агломерация, куда стекаются инвестиции и интеллектуальные ресурсы со всего Северо-Запада, - отмечает Владимир Климанов. - Поэтому любой эксперимент, организованный на этой территории, так или иначе должен дать результат.

Ставка на инвестора

Важная составляющая успеха при создании новой особой экономической зоны - наличие соглашений с крупными инвесторами, которые могут стать локомотивами развития региональной экономики. Для Вологодской области таким локомотивом является российская лесопромышленная компания "СВЕЗА", планирующая открыть в регионе крупное предприятие по производству древесной целлюлозы.

- На этапе строительства сульфатоцеллюлозного завода будет трудоустроено около пяти тысяч человек, после выхода на проектную мощность предприятие создаст около 400 постоянных рабочих мест, - комментирует ситуацию губернатор Вологодчины Олег Кувшинников. - И это без учета тех семи-восьми тысяч дополнительных рабочих мест, которые появятся в смежных и сервисных отраслях. Речь идет о лесозаготовке, транспорте, других деревоперерабатывающих производствах на территории Вологодской области.

Проект обеспечит налоги в размере 2,5 миллиарда рублей в год. Из них почти два миллиарда будут поступать в бюджет региона. Привлечение такого крупного инвестора позволит областным властям не только выполнять все социальные обязательства перед вологжанами, но и увеличить объем поддержки. Это очень актуально, с учетом непростой экономической ситуации в стране и возросшей нагрузки на региональные бюджеты.

Кроме того, открытие современного сульфатоцеллюлозного завода создаст основу для развития других производств. Древесная целлюлоза, в частности, используется для производства бумаги, пластмасс, кино- и фотопленок, лаков, бездымного пороха.

- Мы надеемся, что соглашение с группой "СВЕЗА" станет серьезным аргументом для принятия правительством России решения о придании площадке статуса ОЭЗ, - говорит Олег Кувшинников.

Особый случай

Калининградская область - единственный на Северо-Западе субъект РФ, где особая экономическая зона охватывает не отдельную промышленную площадку, а всю территорию региона. Российский эксклав, зажатый между двумя государствами Евросоюза, живет по нормам двух законов об ОЭЗ.

Первый закон был принят в 1996 году. Предприятия области могли свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из сопредельных стран и вывозить в Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов. В 2006 году вступил в силу второй закон об особой экономической зоне, который продлил действие старого документа на 10 лет - до

1 апреля 2016 года. Он предусматривает налоговые льготы для крупных инвесторов, готовых вложить в региональную экономику не меньше 150 миллионов рублей в течение трех лет.

На предприятиях, созданных в рамках первого закона об особой экономической зоне, сейчас работают около 30-40 тысяч человек. Резиденты ОЭЗ обеспечивают порядка 15 процентов валового регионального продукта. Цифры значительные. Однако об успехе или неуспехе эксперимента можно будет говорить только после 2016 года, когда резиденты лишатся таможенных и налоговых льгот.

- В 2017-2018 годах будет понятно, сколько компаний не смогли работать без преференций, а сколько - стали реальными драйверами долгосрочного развития области, - продолжает Владимир Климанов.

Резидентами второго закона о калининградской особой экономической зоне стали порядка 100 компаний. На 1 января 2014 года сумма фактических инвестиций в бизнес составила 91,6 миллиарда рублей, из которых 14 миллиардов вложены в 2013 году. В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект о снижении "входного билета" в ОЭЗ до 50 миллионов рублей. Как надеются власти региона, это позволит привлечь не только крупных инвесторов, но и средний бизнес.

- Опыт создания особых экономических зон в России противоречив, - подводит итог Владимир Климанов. - Никогда нельзя предугадать, какой проект окажется успешным, позволит увеличить приток налогов, создать новые рабочие места, а какой станет пустой тратой бюджетных денег. Сейчас в Госдуме обсуждается закон, который изменит правила создания особых экономических зон. В частности, снизятся федеральные требования, у субъектов РФ появится возможность открывать ОЭЗ облегченного варианта. Регионам, которые сейчас задумываются о создании особых экономических зон, следует ориентироваться на этот закон. Будем надеяться, что власти, изучив позитивный и негативный опыт, будут использовать лучшую практику и учтут ошибки прошлых лет.

Экономика Финансы Инвестиции Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Калининградская область СЗФО Мурманская область СЗФО Вологодская область СЗФО Санкт-Петербург Особые экономические зоны в РФ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники