Речь идет о губернаторских законах об организации внутригородского деления в городских округах и о способах учета мнения населения для проведения подобных реформ. Согласно законам, формирование в городских округах местных парламентов из депутатов внутримуниципальных районов возможно, если в этом муниципалитете уже организовано как минимум два района. Инициировать дробление городской власти можно, лишь заручившись поддержкой горожан и проведя опрос мнения населения. Для этого есть три способа: народные слушания, публичные консультации в интернете или социологические исследования на официальном сайте госоргана.
Инициатива губернатора вызвала крайне негативную и нервную реакцию мэрии Екатеринбурга. Городская дума даже отправила главе региона обращение с просьбой не торопиться с реформой.
"Представленные сегодня законопроекты не являются обязательными, об этом сказано, в том числе, и в выступлении президента 26 мая 2014, - рассуждает депутат областного парламента Нафик Фамиев. - Федеральный закон предлагает широкую диспозицию проведения реформы МСУ и без возможности внутригородского деления".
По словам парламентария, разработка пакета законопроектов велась без учета мнений муниципалитетов, рабочая группа не рассмотрела существующие модели развития, их недостатки, достоинства, не проработала вопросы: "что нужно изменить?", "для чего?", "какими средствами?" и "что это даст?".
"Данные инициативы поспешны. Нужна проработка экономической стороны этой реформы. Полпред президента в УрФО Игорь Холманских уже предостерег органы региональной власти от поспешности при принятии решений по реформе МСУ. Его ключевые фразы: "Реформа ради реформы нам не нужна", "Навязанное сверху решение эффективным не будет", "Надо учитывать мнение муниципалитетов", - горячился на обсуждении законопроектов Нафик Фамиев.
Между тем большинство депутатов разных фракций проголосовали за новые законы о МСУ.
Так, по мнению депутата Дениса Носкова, реформу нужно "принимать как можно скорее", чтобы "дать отпор криминалу во власти", поскольку в Екатеринбурге "сложилась сложная обстановка". Носков напомнил про еще не стихнувший скандал вокруг бывшего заместителя главы мегаполиса Виктора Контеева, отбывающего срок за организацию заказных убийств бизнесменов, про свежий скандал вокруг депутата, обвиняемого в организации убийства старушки, и другие подозрительные инциденты.
"У нас много проблем с местным самоуправлением, а в Екатеринбурге нет никакого местного самоуправления вовсе, - также высказался за принятие новых законов депутат Евгений Артюх. - Разве кто-то спросил полтора миллиона жителей о сносе одного из символов Екатеринбурга - Краснознаменной группы? Нет, никого не спросили. Мы утром проснулись и узнали, что муниципальная власть просто решила так сделать. Кто-то слышит жителей, которые выступают против точечной застройки? Снова нет. Поэтому я и утверждаю, что никакого местного самоуправления здесь нет и реформа необходима".
Для жителей, которые не разобрались в ситуации и боятся "расчленения" мегаполиса на семь частей, Артюх пояснил: "Мы Екатеринбург не делим, он был и останется городом. Принимая эти законы, мы лишь создаем правовую основу для решения, которое может быть реализовано, а может не быть. Это и есть постепенная реформа МСУ. Например, Нью-Йорк - это пять тысяч муниципалитетов, все они нормально функционируют".
Между тем
На сегодня среди горожан нет понимания, что может принести муниципалитету внутригородское деление: власть еще не донесла до жителей явные плюсы такой реформы. Поэтому кто-то относится к вероятным переменам безразлично, кто-то опасается неизвестности, и нельзя уверенно прогнозировать, что екатеринбуржцы поддержат внутригородское деление.