Активная работа по обновлению флота и портовой инфраструктуры соседних государств - России, Казахстана, Туркменистана и Ирана - заметно обострило конкуренцию в сфере грузоперевозок на Каспии. С целью сохранения лидирующих позиций КАСПАР вот уже несколько лет осуществляет комплекс мероприятий, нацеленных на улучшение параметров конкурентоспособности, а также повышение эффективности транспортной логистики. Достичь поставленной цели намечено посредством улучшения технических параметров и обновления флота, развития портовой, судостроительной и ремонтной инфраструктуры, а также коренных структурных реформ в пароходстве. Речь, в частности, идет о принятом год назад решении преобразовать пароходство в закрытое акционерное общество (ЗАО). В результате произошло слияние двух флотов - КАСПАР и Каспморнефтефлота, подразделения Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).
Объединение грузового флота и задействованных в разведке и добыче углеводородного сырья специализированных судов позволит снизить административные издержки, оптимизировать менеджмент и улучшить координацию двух ведомств, занятых смежной деятельностью. Последнее крайне важно, так как базовая деятельность пароходства по-прежнему нацелена на наращивание объема морских грузоперевозок по транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия. В частности, с началом разработки крупных нефтяных месторождений "Кашаган" и "Тенгиз" в Казахстане через несколько лет транзит углеводородного сырья через Азербайджан значительно возрастет. Этот фактор играет не последнюю роль в последовательном обновлении нефтеналивного флота КАСПАРа, в частности поэтапной закупки порядка десятка современных танкеров.
По инициативе Каспийского пароходства приобретено также несколько буксировочно-снабженческих судов для освоения крупных морских нефтегазовых месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Между тем прибрежные государства постепенно наращивают перевалку контейнерных и иных несырьевых грузов по коридору TRACECA и "Север-Юг". Новые перспективы побуждают КАСПАР обновлять сухогрузный компонент своего флота. За последние годы парк плавсредств пополнился шестью новыми паромами, еще три судна подобного типа запланировано приобрести в Хорватии в ближайшем будущем. Заказан также новый сухогруз "Узеир Гаджибеков", который планируется задействовать для перевалки грузов на Черном и Средиземном морях. Однако наиболее важным событием, заложившим прочную базу для модернизации азербайджанского флота на многие годы вперед, стало открытие в сентябре прошлого года Бакинского судостроительного завода, построенного в основном на средства SOCAR и Азербайджанской инвестиционной компании (АИК) при участии сингапурской судостроительной фирмы Keppel Offshore&Marine. Предприятие уже осваивает заказы на строительство различных типов судов от КАСПАР, SOCAR, а также действующих в Азербайджане компаний Caspian Drilling Company и BP на общую сумму порядка $440 миллионов.