"Наиболее эффективны тимбилдинги в период становления, интенсивного развития компании, при ребрендинге, формировании новой команды, объединении и слиянии компаний", - отметила заместитель генерального директора по персоналу IT-холдинга Наталия Чиканова. На разных этапах развития компании, по ее словам, и в разные периоды нужны разные тимбилдинги, потому что несмотря на то, что все они объединены одним названием, цели и задачи у них разные. А следовательно, чтобы эффективность вложений в такие мероприятия была наивысшей, HR должен правильно выбрать тот, который необходим компании именно сейчас. "С учетом специфики компании и задач мы проводили разные тимбилдинги: рафтинг, квесты, соревнования на джипах по бездорожью в экстремальных ситуациях, спортивное ориентирование, большие гонки и т.д.", - рассказала эксперт.
"Цель, как правило, одинаковая от заказчика к заказчику и формулируется коротко: сплотить структурные подразделения, - говорит генеральный директор агентства по работе с персоналом "Проактивация" Марина Игнатова. - Задачи всегда разные. Например, снять острый конфликт между подразделениями, которые работают в одной бизнес-цепи: продажи и реализация проектов. Другой пример: снизить конкурентную остроту смежных подразделений, которые никак не определятся, кто же из них важнее". И одна из самых интересных ситуаций, по мнению эксперта, это когда командообразовать нужно директоров филиалов и руководителей головного офиса компании, поскольку почти каждый директор филиала полагает, что именно он "больше всех работает", не учитывая порой специфику столичного ритма "многозадачности" и переоценивая собственные компетенции. Головной офис же воспринимает все обращения от филиалов как назойливость: "своих дел полно, а тут еще не одному, так другому филиалу что-то нужно".
В итоге одна на всех история - в затянувшейся корпоративной борьбе между подразделениями забылось, что цель у всех сотрудников независимо от подразделений общая - работать и другим не только не мешать, а максимально помогать. Только в консолидации усилий возможно прийти к общей цели - получению прибыли, уверена Игнатова. Вспомнить и понять, что такое общая цель для нескольких десятков человек, осознать и закрепить навык консолидации усилий у каждого участника - основные задачи тимбилдинга.
Большинство спортивных тимбилдингов зависят от времени года, так как проводятся на открытом воздухе (например, лыжные гонки зимой, рафтинг летом). Но есть и "всесезонные" варианты - например, мероприятие на скалодроме. Как бы страшно это ни звучало, единственные ограничения для такого тимбилдинга связаны не с физической подготовкой (она может быть минимальной), а в первую очередь с количеством людей. На скалодромах проводятся мероприятия и на 10, и на 100 человек, но максимум - до 200 человек. На эффективность мероприятия это никак не влияет, организаторы просто перекраивают программу под необходимое количество участников. В среднем тимбилдинг на скалодроме обойдется в 2100 рублей на человека.
"Сложностей возникает не больше, чем при организации любого другого мероприятия, - уверяет директор по маркетингу скалодрома Big Wall Александра Гончарова. - В первую очередь, нам необходимо подготовить и проверить все снаряжение, а также пробрифовать инструкторов. Потому что, хотя они и являются профессионалами в своем деле, каждое мероприятие несет свои цели и задачи, и с сотрудниками каждой компании, приходящей к нам, нужно работать по своему сценарию".
По мнению Натальи Чикановой, тимбилдинг на скалодроме наиболее эффективен для компании в период сплочения команды для нового проекта, при слиянии компаний, открытии нового направления деятельности, а также в период кризиса или для снятия разногласий между подразделениями. Т.е. там, где для выполнения стратегических задач важна не только профессиональная команда, но и "чувство локтя", поддержка коллег, взаимовыручка.
Насколько качественный результат принесет мероприятие, зависит от участия и заинтересованности со стороны заказчика, считает Марина Игнатова. Для того чтобы "сверить часы" по окончании тимбилдинга, необходимо правильно выбрать "часовой пояс" и другие точки отчета, другими словами, правильно выбранные заказчиком показатели эффективности позволяют получить не только нужный по проблематике результат, но и интересный отчет из наблюдений тренерской команды. Она добавила, что спортивные тимбилдинги - хороший пример снятия психологических сложностей. "Страх перед неизвестным возникает, как правило, вначале, когда участники заходят на тот же скалодром. В этот момент 10% участников от всего состава категорически заявляют, что никакая сила их не заставит подняться. Одни начинают показывать справки о ненадлежащем состоянии здоровья, другие категорически запрещают фотографировать их в любом ракурсе", - рассказала эксперт. Сила сплочения, по ее словам, в этом и заключается, что в процессе "категоричность" уходит сама собой и с оставленными справками о здоровье приходится уже бегать организаторам и снимать радостных "скалолазов" с определенной высоты, чтобы напомнить им о здоровье.