Рынок изменился. Даже больше - изменился мир, экономическая реальность: править балом стали технологии и коммуникационные сети. Все это вкупе с шоком 2008-2009 гг. поставило под угрозу успех знаменитой и повсеместно популярной инвестиционной стратегии "купи и держи". До кризиса рынок рос, и инвесторам было проще угадать, на каком ценовом уровне остановится в итоге та или иная акция или фьючерс сегодня, через неделю или через год. Но после того, как все увидели разверзнувшееся дно, рассуждать о перспективах стало гораздо сложнее, а прогнозирование чуть более чем полностью превратилось в гадание на кофейной гуще.
На смену веку ручной торговли пришел век торговли роботизированной. Компьютеры стали умнее, быстрее и исполнительнее среднестатистического человека. Сначала роботы пришли на смену маклерам, и появилась возможность совершать покупки акций самому, нажав на единственную кнопку, как только отследишь подходящую цену в стакане на мониторе. В настоящее время биржи представляют собой помещения, уставленные рядами "железа" - мощных серверов, способных обрабатывать невероятное количество заявок на покупку или продажу и сводить их вместе. И "кнопку" сейчас может нажимать робот, сам выбирая нужный момент входа или выхода из позиции - по заранее заданной схеме-алгоритму, прописанному разработчиками.
Алгоритмическая торговля, по сути, обезличенная ручная. Но со своими несомненными преимуществами. Во-первых, в алготрейдинге практически полностью исключен человеческий фактор. Во всяком случае - на уровне эмоций. Робот не будет долго думать и переживать, продавать ему или покупать. А может подождать еще немного, вдруг цена снова пойдет вниз. Или вверх. Он сделает это немедленно, в тот самый момент, когда параметры позиции достигнут заранее заданных. Во-вторых, банально робот не ездит на работу, не пьет кофе и не устраивает перекуры, не забирает детей из садика и не уходит на больничный. Он готов трудиться 24/7, в слякоть, гололед или суперлуние. В-третьих, опять же несколько серверов с торговыми алгоритмами занимают совсем небольшое пространство. В этих нескольких серверах не поместились бы все те трейдеры, которые могли бы проводить нужные операции. Потребовался бы целый этаж, опен-спейс, и соответствующая инфраструктура.
В-четвертых, роботы могут торговать и получать прибыль как на растущем, так и на падающем рынке. Конечно, этого может добиться и трейдер-человек. Правда, со стальными нервами и невероятной удачливостью. Однако все же человек физически не сможет совершать столько покупок или продаж финансовых инструментов в единицу времени, сколько сделает вместо него робот. Это факт. И неоспоримое преимущество на современных торговых площадках.
Впрочем, для того чтобы "заставить" робота работать правильно, необходимо разработать инвестиционную стратегию. Это полноценное исследование: в компаниях, которые занимаются алгоритмической торговлей, работают настоящие ученые-математики и физики. Именно они претворяют в жизнь первоначальную идею стратегии. Для этого проводится не только анализ работоспособности стратегии на исторических данных, но и на реальных активах. Зачастую для подобных тестов используются собственные средства фирмы - разработчика стратегии. Так, цикл разработки автоматизированного торгового решения в среднем может занимать около одного года.
При этом, естественно, алгоритмические стратегии не являются застрахованными от всех форс-мажоров, будь то решения финансовых регуляторов или политических рисков, взять хотя бы неожиданно разгоревшийся конфликт на Украине и нервные "манипуляции" рынками на негативных новостях. Однако стратегии некоторых российских компаний, занимающихся алгоритмической торговлей, смогли извлечь из подобных ситуаций прибыль - их роботы были подготовлены к тому, что может случиться как резкое движение вверх, так и обвал финансовых инструментов, который и произошел.
В России алгоритмическая торговля только начинает развиваться. И этому развитию мешает неподготовленная к современным рыночным условиям законодательная база, а также объемы финансовых инструментов, которые торгуются на отечественных площадках. Ликвидность самого популярного инструмента российского рынка - фьючерса на индекс РТС - в десятки раз меньше подобных инструментов на американских или азиатских площадках. В настоящее время доступ к торговым площадкам в США является достаточно ограниченным, однако для российских профессиональных инвесторов остаются открытыми приветливые восточные площадки. Например, рынок Южной Кореи ничем в плане развития инфраструктуры не уступает американским площадкам, а дневной оборот фьючерса на индекс KOSPI200 в настоящее время составляет 20 млрд долларов. Это дает возможность органичного развития российским алгоритмическим торговым разработкам даже в условиях замедления экономического роста.