По сути, приложение является тем же банком, только виртуальным. При этом сам он операции не проводит, за него это делает банк-партнер. Виртуальный банк в популярных в России соцсетях имеет понятную для пользователей оболочку и устанавливается на гаджет как обычное приложение. А деньги со счета списываются уже кредитной организацией, имеющей лицензию. И о каждом списании средств владельца уведомляют через смс. И даже запрашивают разрешение на совершение транзакции.
Через этот банк можно провести только небольшие покупки - купить машину за несколько десятков тысяч долларов не получится. По понятным причинам такой услугой пользуются молодые люди, в основном от 18 до 25 лет. И этой аудитории не важен процент, который с них списали за транзакцию, не важен процент на кредитной карте, к которой привязан аккаунт в соцсети. Главное, что удобно. Да еще можно и рассказать в Интернете друзьям, что купил чашку кофе. Кроме того, в один клик можно нажать на аватарку друга и дать ему взаймы денег.
Перспективы серьезного развития таких банков - это дело не ближайших лет. И пока виртуальные банки настоящим особой конкуренции не составят. Да и аудитория сильно расширяться вряд ли будет: такие вещи пока интересуют только молодежь, рассказал "РГ" эксперт рынка мобильных приложений Антон Крохмалюк.
Клиентов у виртуального банка несколько десятков тысяч. И разработчикам предстоит заручиться поддержкой крупных игроков банковского рынка. Кроме инвестиций надо решить и вопросы, связанные с персональными данными клиентов, безопасности их счетов. Хотя бы в том случае, если аккаунт в соцсети взломали. В таком случае клиентам виртуального банка придется отвязывать банковскую карту от своего сетевого альтер-эго.
Тем временем российский рынок мобильных приложений развивается и, по оценкам экспертов, вырос до 150 миллионов долларов. Понятно, что на нем много не только российских программ, но и иностранных приложений. Но если не брать в расчет программы для гаджетов, которые уже имеют статус международных, то почти 60 процентов от того, что предлагает наш рынок, - программы, созданные россиянами для россиян. Разработчики не только учитывают менталитет и потребности покупателей мобильных приложений, но и стараются постоянно выпускать обновления. Что является значительным преимуществом по сравнению с китайскими приложениями, отметил Антон Крохмалюк.
Но основной тренд мобильных гаджетов - создание экосистем. Этим занимаются ведущие производители планшетов, телефонов и умных часов. По задумке разработчиков, они образуют для пользователя пространство, которое помогает использовать и обрабатывать данные, слушать музыку, отвечать на звонки. Российских экосистем пока нет, но мысли об их разработке уже посещают светлые головы программистов.