Новости

30.10.2014 18:10
Рубрика: Культура

Просто сюр какой-то

Все, что вы хотели знать о медиа и Дали, ищите на Гоголевском бульваре
Король-солнце, как известно, не отличавшийся скромностью, как-то заявил: "Государство - это я!". Сальвадор Дали вполне мог бы сказать о себе: "Медиа - это я!". Из чего, между прочим, вовсе не следует, что любое медиа можно приравнять к "великому мастурбатору". Масштаб дарований имеет значение. Конечно, слоган "Медиа - это я!" звучит не так гордо, как "Сюрреализм - это я!", но вполне демонстрирует стратегию захвата (простите, апроприации) всего ценного и не очень, что годится для создания личного мифа.

Проект "Дали и медиа", который сделал Московский музей современного искусства совместно с Фондом "Гала - Сальвадор Дали, Фигерас", выпустив и каталог в форме третьего номера Dali News (первые два, как известно, сделал сам художник), похож на внятный путеводитель по той медийной империи, которую завоевал этот испанский идальго ХХ века. Карту мира с указанием в кружочках количества издательств, с которыми работал Дали на разных континентах, и количеством выставок в городах и весях разных стран, можно увидеть в одном из залов выставки. Собственно, не только увидеть, но и походить по ней, имея возможность "посетить" хоть Испанию, хоть Францию, хоть Америку. И обнаружить, что только в Нью-Йорке, например, художник работал с 27 издательствами. Среди них - еженедельник империи Херста American Weekly с неслабым тиражом в 60 млн. экземпляров, газета The New Yorker, джентльменский набор глянца: от Harper’s Bazaar и Vogue до Vanity Fair… Кажется, лишь на Северном полюсе и в Антарктиде не найти кружков-флажков, обозначающих его деятельность.

Как и древние завоеватели, Дали не пытался "перестроить" медийные пространства, на которые ступала его нога, он просто приспосабливал их под свои "сюрреалистические" цели. Как он заметил в письме Полю Элюару, рассказывая об успехе своей выставки в Нью-Йорке в 1934 году, а заодно и том, что ему удалось попасть во все издания, "от светского Vanity Fair до "желтой" прессы самого гнусного тона", "народ жаждет гнилья воображаемой цивилизации, которое только мы можем ему подарить". Нетрудно заметить, что "гнилье" воображаемой цивилизации и любимые сюрреалистами образы распада, гниения, гибели, обретавшие ореол "священного", выглядят как близнецы-братья. Он использует медиа как площадку для обкатки и популяризации своих образов. Так, женские головки в виде букетов, появившиеся в июньском номере Vogue 1939 года, до журнала появлялись в его фотомонтажах, проектах костюмов для театральных спектаклей, не говоря уж о живописных полотнах…

Дали был явно рачительным хозяином. Из каждой своей находки, будь то усы или женская ножка манекена, использованная им в знаменитой рекламе чулок Brayns, он умел выжать максимум. Усы он вообще превратил в свой опознавательный знак, украшая их цветами (как на обложке французского журнала Photo Monde) или поднимая торчащими пиками (как на знаменитой обложке Der Spiegel, где он предстал в образе Моны Лизы, превратив ее в Мону Дали)… Более того, в первом номере газеты Dali News, сделанным полностью им самим в ноябре 1945, он представляет собственные усы как иероглифы, составляя реестр образов и значений: птичка (полет), змея (соблазн), лук со стрелой (любовь), сломанные крылья… Попутно он превращает усы в модный аксессуар. "В Париже у меня всегда был с собой симпатичный портсигар с парой накладных усов в стиле Адольфа Менжу, и я часто предлагал друзьям усы, усы, усы", - сообщает он там же.

Впрочем, наивно думать, что он использовал СМИ лишь в чисто художественных целях. Не зря на обложке Der Spiegel Мона Дали появляется с кучей золотых монет на первом плане. Этот Avida Dollares (то есть жаждущий долларов), как беспощадный Андре Бретон назвал Дали, переиначив его имя, кажется, обладал способностью царя Мидаса превращать в золото все, к чему он прикоснется. На выставке можно увидеть довольно полный реестр объектов, из которых он извлекал желаемое. Тут и реклама шоколада Lanvin, после которой, между нами говоря, хочется забыть о шоколаде навсегда, и те самые чулки Brayаns в антураже мягких часов, скал, слонов на тонких ножках, бабочек и граций, и реклама спектакля с Лоуренсом Оливье в роли Ричарда III (которая неожиданно напомнит сдвоенный портрет в коллаже Эль Лисицкого для выставки прессы в Кельне)…

"Фотография! Кино! Вот где рождается поэтический механизм", - утверждал Дали в конце 1920-х. Масс-медиа, реклама и глянец стали тем механизмом, детали которого он использовал вовсю. Выставка "Дали и медиа" позволяет увидеть конструкцию этого механизма, сопоставив ремесло художника с ремеслом арт-дилера, арт-директора, редактора, писателя…

Конечно, не только Дали использовал медиа, но и они его. И потому, возможно, самыми сильными впечатлениями от выставки остаются страницы "Минотавра", журнала сюрреалистов, и … шелест купюр, похожий на шелест тропического дождя, который слышен в оранжерейном саду, представляющем еще одну ипостась неожиданную ипостась художника медиа - Дали - натуралиста.

Культура Арт Музеи и памятники Выставки с Жанной Васильевой Гид-парк РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники