Понятно, что на космодроме НАСА на острове Уоллопс у атлантического побережья США, откуда минувшей ночью грузовик с двумя тоннами грузов должен был отправиться к МКС, что-то пошло не так. Уже через шесть секунд ракета Antares взорвалась и превратилась в огненный шар. В прямом эфире можно было видеть, как пылающие обломки упали прямо на пусковую площадку…
Как заявил РИА Новости начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, "мы придерживаемся позиции, что всегда надо получить выводы аварийной комиссии, которая, кстати, уже работает на месте запуска, и увидеть хотя бы первые технические выводы. У нас запланирована 4 ноября встреча глав космических агентств. И, думаю, там мы сможем поговорить и получить выводы аварийной комиссии о том, что послужило причиной неудачного запуска Cygnus".
Тем не менее версии и выдвигаются, и обсуждаются. Как рассказал корреспонденту "РГ" генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу Владимир Уваров, в нашей стране расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. За океаном схема расследования если и отличается, то ненамного.
Многие эксперты считают, что поскольку ракета взорвалась практически сразу после старта, то наиболее "уязвимые места" в данном случае - это двигатели первой ступени ракеты и системы управления. На первой ступени Antares - установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 . Это модифицированный НК-33, который создавался еще для советской лунной программы. По информации, которая есть в открытом доступе, американцы приобрели у СНТК им. Н. Д. Кузнецова для использования на своих ракетах-носителях, включая Antares, 47 экземпляров оригинальных НК-33. Безусловно, американцам пришлось делать дополнительные вложения в адаптацию НК-33 к своему проекту. Были заменены уплотнители, обновлена система управления, двигатель был адаптирован к американскому керосину и оснащен карданным шарниром для управления вектором тяги. И в таком виде детище советских конструкторов было сертифицировано в США и получило название НК-33/AJ-26.
Поскольку компания-разработчик Orbital Sciences имела недостаточно опыта по работе с большими жидкостными ступенями и криогенными компонентами, для работы по первой ступени Antares был заключен контракт с КБ "Южное" в Днепропетровске, где двигатели как раз адаптировались и модифицировались. На второй ступени Antares установлены американские твердотопливные двигатели Castor-30.
Впрочем, вице-президент Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон заявил, что двигатели ракеты-носителя прошли все стадии тестирования и каких-либо нареканий к их техническому состоянию не было. Что все-таки произошло, разберутся расследователи.
Это был уже четвертый запуск Antares, три предыдущих прошли успешно. Всего предполагалось восемь запусков Antares.