29.10.2014 00:55
    Поделиться

    Госдума: Почти 40% лекарств в РФ не обладают доказанной эффективностью

    В условиях оптимизации бюджета особую важность приобретает создание эффективной системы рационального использования лекарств на основе принципов доказательной медицины. Эксперты обсудили возможности ее создания на "круглом столе" "Реализация Стратегии лекарственного обеспечения: создание эффективной системы рационального использования лекарственных препаратов на основе принципов доказательной медицины" в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава.

    После нескольких лет относительного благополучия с финансированием и вливания немалых дополнительных средств наступило время экономить деньги и расходовать их максимально эффективно. "В принципе, неплох и предложенный переход на оплату медпомощи по клинико-статистическим группам (КСГ), - считает директор института, академик РАН Владимир Стародубов. - Однако налицо существенная разница по формированию тарифов между регионами - подчас в десятки раз. Как преодолеть эту разницу, чтобы она не сказалась на оказании медпомощи и на показателях здоровья населения? Надлежащее лекарственное обеспечение - второй по эффективности способ сокращения преждевременной смертности населения после профилактической работы. Именно поэтому большие надежды возлагаются на пилотные проекты по лекарственному возмещению минздрава".

    Заместитель руководителя департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий минздрава Владимир Емельянов рассказал о поправках в закон "Об обращении лекарственных средств", которые сейчас проходят обсуждение в Госдуме. Подробно он остановился на постановлении правительства о правилах формирования ограничительных перечней лекарственных средств, которые стали первым шагом по созданию единой номенклатуры лекарств для льготного обеспечения. "У нас вызывает большие нарекания система ценообразования, - сказал первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, академик Николай Герасименко. - Почти 40% обращаемых на рынке лекарств не обладают доказанной эффективностью, отсутствует так называемая "Оранжевая книга" - документ, который позволяет считать препараты с доказанной эффективностью взаимозаменяемыми. Самая серьезная ситуация может сложиться в связи с введением экономических санкций против нашей страны".

    Замглавы ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Фарит Кадыров подчеркнул, что принято уже немало стандартов и порядков оказания медпомощи, но до сих пор нет четкого определения этих понятий, как нет и обязательности выполнения стандартов лечения. Но врач и не может руководствоваться стандартом, он должен принимать решение, исходя из состояния больного и в его интересах. Применение специализированной медицинской помощи может снизить смертность всего на 7-8%, а использование современных лекарственных средств снижает ее на 25%, напомнил Камиль Сайткулов, председатель комитета по политике в области здравоохранения AIPM, руководитель департамента правительственных и внешних связей компании "ГлаксоСмитКляйн". Вот почему необходимо перейти от существующей системы лекарственного обеспечения ко всеобщему лекарственному страхованию с дифференцированной моделью покрытия. Ясно, что работа по совершенствованию лекарственного обеспечения предстоит большая, резюмировал обсуждение президент Национальной медицинской палаты профессор Леонид Рошаль. И без увеличения финансирования здравоохранения добиться кардинального улучшения невозможно.

    Комментарий

    Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании "АстраЗенека Россия":

    - Система государственного льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном этапе сегодня охватывает не более 10% населения России. При этом лекарства для детей старше трех лет, подростков и трудоспособного населения приобретаются за собственные средства граждан. В целом такая система настроена на лечение заболеваний на поздних стадиях или их осложнений, что неоправданно не только с медицинской и социальной точки зрения, нo и с экономической.

    Принятая минздравом "Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года" не содержит конкретного плана по решению этих проблем, подкрепленного финансовыми показателями. Но без их решения невозможно достичь целей, поставленных президентом России в указах по совершенствованию системы здравоохранения от 7 мая 2012 года.

    Однако нельзя не отметить и серьезный прогресс в этом направлении: минздрав начал подготовку моделей лекарственного возмещения, критериев отбора регионов, которые в 2015-16 годах примут участие в пилотных проектах внедрения новых схем лекарственного обеспечения, охватывающих более широкие слои населения и предусматривающих соплатежи. Мы рады, что предложения, подготовленные фармсообществом, приняты к рассмотрению и учтены. В частности, принят в работу и ряд рекомендаций рабочей группы "Здравоохранение и фармацевтика" Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) под председательством премьер-министра страны Дмитрия Медведева. Мы надеемся, что сможем внести свой вклад в разработку конкретной модели новой системы лекарственного обеспечения на основе принципов возмещения и всеобщности и с учетом международного опыта - для апробации ее в пилотных регионах.

    Поделиться