29.10.2014 00:20
    Поделиться

    Александр Дзасохов: Судьбу Примакова сравнил бы с биографией Черчилля

    Заполнить "визитную карточку" Евгения Примакова мы попросили его друзей. У каждого - своя история, свой Примаков.

    Зураб Церетели, скульптор, президент Российской академии художеств:

    - Вспоминаю старый Тифлис, где мы с Евгением провели детские и юношеские годы. Я жил на улице Крылова, а он на Ленинградской.

    Другая картинка, уже из московской жизни. В полуподвале на Тверском бульваре, где я жил и творил, Примаков проводил уникальные встречи. Там побывали госсекретарь США Джеймс Бейкер, Джордж Буш-старший и другие интересные личности. В этой "живописной" атмосфере Евгений Максимович обсуждал грандиозные политические вопросы, причем всегда с юмором.

    Тогда же жена Буша выбрала картину для своей спальни. И когда к ним из России кто-то приезжает, Буш говорит: "Утро начинается радостно, так как в спальне висят цветы Зураба". Вот так Примаков умеет через искусство создать уникальные связи, которые приносят пользу России.

    Игорь Иванов, профессор МГИМО, президент Российского совета по международным делам, экс-министр иностранных дел:

    - Почти три года я работал вместе с Евгением Максимовичем в МИД. Быть первым заместителем у такого министра - дело не из легких. Он пришел известным политиком. И очень скоро стал непререкаемым авторитетом среди дипломатов, причем не только российских, но и зарубежных. Он сам прирожденный дипломат. Когда ситуация заходила в тупик, Примаков вдруг рассказывал смешной анекдот. Напряженность спадала, и можно было дальше продолжать сложные переговоры.

    Григорий Рапота, госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии:

    - Я служил во Внешней разведке в то время, когда ее возглавил Евгений Примаков. Многие сомневались, что он сумеет вписаться, найти общий язык с коллективом, понять специфику работы. Но за удивительно короткий срок он обрел доверие. И принял ряд важных системных решений. Например, инициировал в 1990-х годах принятие закона о службе и тем самым поставил ее в легитимные рамки. С приходом Евгения Максимовича у нас в работе СВР широко распространились системный анализ, мозговой штурм, глубокая экспертная проработка.

    Его назначения приходились на трудные, кризисные времена. Он повысил роль МИД в определении внешней политики, первым поставил задачу выработки промышленной политики. Сегодня всем очевидно, что она жизненно необходима.

    Примаков - не просто блестящий мыслитель, но и всегда знает, какой должна быть практическая реализация поставленных задач.

    Георгий Данелия, кинорежиссер, народный артист СССР:

    - Как-то мы с Евгением Максимовичем семьями встречали Новый год в Иордании. Вечером пошли в ресторан. Гремит музыка, все танцуют.

    Мы встали, чокнулись, в это время подошел к нам парень, видно, что наш, и кричит, перекрывая музыку: "Вы режиссер Данелия?" "Да", - говорю. "Вас зовут Георгий, а как по отчеству?" "Николаевич", - отвечаю. "Георгий Николаевич, мне ваши фильмы очень нравятся". Я ему говорю: "Спасибо". "Георгий Николаевич, у меня к вам огромная просьба: отодвиньтесь, пожалуйста, я хочу с Примаковым сфотографироваться". Вот так!

    Александр Дзасохов, экс-президент Республики Северная Осетия - Алания, заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО:

    - Я бы судьбу Примакова сравнил бы с биографией Черчилля. Тот тоже начинал как талантливый военный журналист, а потом стал выдающимся политиком. С той разницей, что Примаков, работая журналистом-международником, неизменно был на стороне борьбы народов за свое освобождение. Ближний Восток - это целый пласт политической биографии Примакова. И хочу напомнить, что именно он создал школу ситуационного анализа, которая имеет огромное практическое значение для отечественной дипломатии.

    Давид Иоселиани, директор Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии:

    - Мы все прошли сложную жизнь, пережили много несчастий. И Примаков всегда в такое время рядом, помогает. Женя еще отличается невероятной честностью. А в дружбе, в семье это очень важно. Для него данное им или кем-то честное слово - самый веский аргумент. Я многим хорошим людям пожелал бы таких друзей, как Евгений Максимович.

    Поделиться