В сфере услуг Екатеринбурга выросла доля фотосалонов

Искусство фотографии стало ныне доступным для всех, а не только для избранных. Однако цифровая революция не только не убила, а даже подстегнула развитие рынка фотоуслуг. Этот бизнес стремительно видоизменяется и совсем не собирается исчезать, хотя безвременную гибель фотосалонам предрекали еще в прошлом веке, с появлением доступных цифровых "мыльниц".

В Екатеринбурге, по данным городской администрации, фотоуслуги занимают 6,1 процента сервисной сферы. За последние пять лет доля фотосалонов увеличилась более чем вдвое (с 2,2 процента), и причина роста - повышенный спрос на новые виды услуг. По оценкам многих российских маркетологов, например Светланы Ипатьевой, фотография входит в пятерку социально значимых видов сервиса. Это чистой воды малый бизнес с доминированием (92,3 процента) индивидуальных предпринимателей и низким входным барьером. Начальные капвложения - меньше миллиона. К примеру, сейчас в Екатеринбурге выставлен на продажу магазин с полностью укомплектованной студией всего за 890 тысяч рублей.

Приблизительное представление о размере локального рынка можно составить, оценив спрос на остро модные и ставшие обязательным атрибутом торжества фотоальбомы - в основном свадебные и выпускные. В этом году в Екатеринбурге в школу пошли 14 тысяч первоклашек, выпустившихся из детских садов. Школы окончили шесть тысяч учеников. За год загсы города регистрируют 16 тысяч браков. Итого при средней цене фотоальбома в три тысячи рублей емкость только этого сегмента превышает сто миллионов. Кроме того, существует постоянный спрос на фото для документов, на фотоотпечатки (семейные фотографии в рамочке на рабочем столе стали непременным свидетельством надежности бизнес-партнера).

По планам горадминистрации, к 2015 году объем бытовых услуг в Екатеринбурге должен достичь 12,6 миллиарда рублей, то есть шестипроцентная доля фотосалонов составит около 760 миллионов. Сейчас в городе насчитывается 241 компания, оказывающая фотоуслуги: салоны, ателье и студии (в 2012-м их было 234, в 2010-м - 221).

- Бизнес укрупняется в рамках сетевых и франчайзинговых схем. Растет не только количество, но и качество фотосалонов, их техническая оснащенность, - поясняет фотограф Евгений Борисов. - Цифровая революция еще не закончилась, но фотокамеры в телефонах работают на нас: народ снимает все подряд и с лучшими снимками обязательно бежит к нам. Сейчас печатают фотографий процентов на 20 больше, чем год назад, средний заказ - около 30 штук.

Средний чек в его ателье сейчас составляет около 900 рублей. Сравнительную дешевизну снимков на документы (120 рублей за комплект) и фотопечати (пять рублей отпечаток) компенсируют за счет выездных и постановочных съемок, цены на которые начинаются от 500 рублей за час. "Продаем сказку", - обещают в одном фотоателье. И действительно, костюмерная и набор декораций стали обязательным атрибутом фотосалона, создатели иллюзий - дизайнер, визажист и парикмахер - в штатном расписании. При этом стоимость самой печати и расходных материалов не превышает десяти процентов от цены продукта - понятно, что при такой прибыльности рынок растет как на дрожжах.

- Я заступлюсь за фотографов, - заявляет заведующая фотографическим музеем Дом Метенкова Раиса Зорина. - Почему-то считается общепринятым, что фотограф - это не специальность и не настоящая работа. Но на самом деле бытовой фотограф - не бездушный агрегат, который просто нажимает на кнопку. И его посещает муза, он работает с человеком как художник, вдохновенно. Что касается прибыли, то в фотоискусстве, как в армии или в науке, действует "табель о рангах": чем выше звание - тем больше получаешь. Фотографы набирают рейтинг, участвуя в выставках, международных конкурсах, выпуская фотоальбомы…

Предложения в люксовом сегменте - от 70 тысяч рублей и выше. Это, например, "лав стори" - толстенные фолианты с постановочными фотографиями молодоженов в изысканных интерьерах. Не так давно екатеринбургский фотомузей представлял роскошную выставку первопроходца и патриарха этого бизнеса Ласло Габани, работающего в Москве. (Кстати, в столице средний свадебный фотограф получает 3-5 тысяч долларов за свои услуги.)

- Рынок свадебных альбомов переживает дикий бум, - рассказывает Ласло Габани. - Альбом - это вещь, которая была и останется инструментом коммерции. С точки зрения бизнеса это основной способ красиво продемонстрировать свою работу. Клиент готов за нее платить, потому что сам никогда не сможет сделать альбом профессионального качества. Он просто утонет в потоке информации, в своих тысячах снимков. А у фотографа есть возможность и умение правильно презентовать и рассказать историю торжественного события - свадьбы, юбилея, встречи выпускников и так далее.

Эксперты отмечают еще одну тенденцию социального характера: параллельно с бурным развитием бытовой фотографии, она завоевывает признание как вид изобразительного искусства.

- Этот рынок у нас в стране только формируется, - считает признанный российский фотохудожник Вивиан дель Рио. - Пока в России коллекционные отпечатки массово не скупают, хотя понимание того, что мы занимаемся искусством, постепенно появляется. Даже на бытовом уровне: сейчас все больше продается фотографий для украшения жилищ, офисов и так далее. Но выдающихся мастеров-фотографов немного, как и в любом деле.