Работа на единственном объекте СШХ, который реально строится, совмещенном мосту через реку Надым, затормозилась из-за взаимных претензий заказчика и генподрядчика. Не так давно без тени сомнения говорилось о досрочной, на 6-9 месяцев раньше планируемого, сдаче этого объекта в эксплуатацию. Теперь же ясно, что это возможно разве что при авральных темпах работ.
Ожидается, что скоро будет объявлен тендер на прокладку в надымской лесотундре 98-километровой дистанции Сырковый - Хорей. В следующем году также предполагается старт строительства очень сложного для полярных широт инженерного сооружения - совмещенного моста через двухкилометровую Обь, стоимость которого оценивается почти в 70 миллиардов рублей.
Хотя СШХ из-за затянувшихся инвестиционных согласований все еще в статусе "масштабного замысла", регион в лице инновационно-инвестиционного фонда "Ямал" уже презентовал проект "развития широтного хода" в виде достройки однопутки Обская - Бованенково. Эта 572-километровая газпромовская ветка проложена от конечной станции Северной железной дороги до одноименного месторождения на полуострове Ямал. В перспективе одноколейка должна дойти до возводимого в Обской губе морского порта Сабетта, чтобы перебрасывать в него с Урала, из Западной Сибири промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Заказчиком определен вышеназванный фонд. Кто возьмется за строительство 180-километрового участка, по которому ежегодно будут перевозить десятки миллионов тонн грузов, неизвестно. К слову, по причине малого объема грузооборота на существующей дороге и высокой стоимости технического обслуживания она неприбыльна.
Недавно в Москве прошло совещание по СШХ с участием министра транспорта. В пресс-релизах подробности дискуссии, конкретные цифры не раскрывались. Однако на днях уральский полпред Игорь Холманских назвал срок предполагаемого завершения строительства обского моста - конец 2021-го. Приступят же к работе в будущем году. Попытки привлечь частный промышленный, банковский капитал до сих пор завершались неудачно, сегодня надежды возлагаются исключительно на федеральную казну. Впрочем, рассматриваются варианты государственно-частного партнерства, подразумевающие отсрочку бюджетных трат. Автономный округ, хотя и сам залез в долги, готов немедленно вложиться: главное - начать.
Тем временем строящийся на СШХ мост, пока не соединивший берега реки Надым (не хватает нескольких пролетов), стал камнем преткновения между исполнителем работ и распорядителем 14-миллиардной сметы. Компания-заказчик на основе заключений экспертизы утверждает, что строители изрядно сэкономили, заменив одни материалы другими и частично изменив проектные решения в ущерб безопасности объекта. Генподрядчик отметает обвинения в свой адрес и настаивает на немедленной оплате выполненных работ, уже во второй раз апеллирует к суду. Недавно арбитраж Москвы принял иск о взыскании с заказчика внушительного долга - 1,773 миллиарда рублей.
Пока тяжба идет, стройка стоит. Вроде бы и торопиться нет смысла: ни одной шпалы СШХ еще не уложено, пуск автомобильной трассы Салехард - Надым в силу нехватки бюджетных средств перенесен на 2018 год, так что и с мостом можно уложиться в изначально оговоренные сроки контракта. Однако чем дольше длится стройка, тем она дороже. И не только из-за инфляции. Город Надым ждет моста как манны небесной: действующая понтонная переправа через реку, принимающая около 500 автомобилей в сутки, вновь закрыта - ледостав. До открытия зимника минимум месяц.