Сколько людей в мире пользуется жестовым языком?
Анна Комарова: Примерно 0,1 процента населения используют его. В России это как минимум 140 тысяч человек. Русским жестовым языком с небольшими изменениями пользуются и в странах бывшего СССР. А вообще в мире зафиксировано 138 национальных жестовых языков. Но когда глухие встречаются на конференциях, олимпийских играх, они пользуются международной системой жестового общения, благодаря которой прекрасно понимают друг друга.
К слову, жестовый язык стал полноценным языком в России два года назад, когда были приняты соответствующие поправки в законы "Об образовании в РФ" и "О социальной защите инвалидов в РФ". Он прописан в конституциях некоторых стран, в других - приравнен к языкам нацменьшинств. Вот и у нас начались положительные изменения. В МГЛУ была открыта группа переводчиков жестового языка. Впервые это стало полноценным лингвистическим образованием. До этого переводчик жестового языка воспринимался как секретарь или социальный работник. Первая группа уже на третьем курсе, а в этом году была набрана еще одна группа. Вообще жестовый язык становится модным и популярным.
Как это проявляется?
Анна Комарова: Раньше жестовый язык учили только учителя и родители глухих детей, а сегодня все больше тех, кому интересно, кто учит язык для себя. В МГУ и Высшей школе экономики на гуманитарных факультетах жестовый язык учат как предмет по выбору. Это хорошо - значит, жестовый язык востребован. Значит, отношение к глухим людям меняется.
А востребованы ли люди, владеющие жестовым языком профессионально?
Анна Комарова: До недавнего времени у нас не было специалистов, извините за нескромность, кроме меня, кто бы мог на конференции в режиме реального времени переводить с английского на русский жестовый язык. Теперь наши студенты могут переводить не только с английского, но и немецкого, французского, испанского.
У нас мало лингвистических исследований жестового языка, его грамматики, лексики, правил. Надеемся, что скоро появится первый полноценный учебник жестового языка.
Как дети учат жестовый язык? Изучают ли его в школах?
Анна Комарова: Для глухого ребенка, особенно из семьи глухих, жестовый язык - родной. Для слабослышащих - основное средство познания мира. Но несмотря на хорошие законы и ратифицированную Конвенцию ООН о правах инвалидов, у нас все равно во многих школах как минимум не поощряют использование жестового языка. Хотя есть положительный не только международный, но и наш российский опыт. Пока все ограничивается какими-то факультативами, а общей программы и тем более глухих преподавателей у нас нет. Предстоит большая работа именно по подготовке преподавателей из числа глухих, потому что они - носители и знают все до тонкостей. Так мы могли бы отчасти решить проблему занятости глухих людей. А во-вторых, помогли бы социализации глухих детей, которые видели бы перед собой положительный пример глухого человека, сумевшего состояться в жизни среди слышащих и говорящих.
Насколько глухие люди социализированы?
Анна Комарова: Наши глухие адаптированы в обществе, хотя существует определенная дискриминация. Нередки случаи, когда глухих не берут на работу, хотя для выполнения определенных функций ему слух не нужен. Среди молодежи много ребят с хорошим образованием, очень много программистов. Они обычные люди, единственная проблема - получение информации особым способом. Из-за ограничения доступа к информации могут возникать проблемы.
Само общество мало информировано о глухих. В крупных городах не так заметно, а в глубинке люди до сих пор приравнивают глухих к умственно отсталым, хотя это просто смешно.
Что сегодня нужно глухим людям в первую очередь?
Анна Комарова: Как можно больше визуальной информации. Недавно в нашем центре мы обучали сотрудников аэропортов и авиаперевозчиков. Простой пример - в самолете объявляют: "Из-за непогоды самолет садится не в Иркутске, а в Омске". Люди выходят и думают, что они в Иркутске. Им нужна визуальная информация, поэтому специалисты транспорта должны знать основы жестового языка. Врачи должны владеть элементами жестового языка. А то доходит до смешного, педагоги, работающие в школе для глухих, не знают языка жестов.