Как сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, минимальная цена проекта "Победа", рассчитанного на 20 лет, - 25 миллиардов долларов. При этом он подчеркнул, что Россия деньги не вкладывает, "это коммерческий проект, представляющий взаимовыгодный интерес". Накануне на железнодорожной станции Пхеньян Восточный состоялась торжественная церемония укладки "золотого звена" реконструкции железных дорог КНДР. В церемонии участвовали сопредседатели российско-корейской межправкомиссии Александр Галушка и министр внешнеэкономической деятельности КНДР Ли Рен Нам.
Северная Корея имеет 7 тысяч километров железнодорожных путей. Построенные японцами в начале прошлого века, они уже физически и морально устарели. На данном этапе необходимо реконструировать 3200 километров, чем и займется российская группа компаний, которая выиграла этот проект в серьезной конкурентной борьбе с европейскими и арабскими странами.
В первую очередь работы будут вестись на участках, прилегающих к месторождениям полезных ископаемых, причем таким, где добыча относительно несложная и можно быстро получить отдачу. При этом российская сторона будет также помогать корейцам в доразведке и добыче природных ресурсов. Получаемая прибыль пойдет на строительство железных дорог.
Как сообщил Александр Галушка, уже подготовлены соглашения о разделе продукции по типу тех, что были подписаны в начале 90-х между Россией и странами, участвовавшими в разработке наших полезных ископаемых, в частности, на Дальнем Востоке. То есть рассчитываться с российскими компаниями корейцы будут именно природными ресурсами.
Впрочем, нашлось уже немало скептиков, которые не верят в то, что Северная Корея сможет потянуть столь дорогостоящий проект. В качестве аргумента приводится тот факт, что КНДР не смогла отдать нам давний долг в 10 миллиардов долларов. Александр Галушка подтвердил: действительно, из 10 миллиардов 9 списано и 1 миллиард реструктуризирован. Но это не повод для скепсиса. Дело в том, что в Северной Корее действительно большие запасы полезных ископаемых, о чем до недавнего времени местные власти предпочитали не распространяться. Например, высококачественного угля. Понятно, что везти его в Россию экономически нецелесообразно, но на него уже есть много охотников из соседних стран.
В Корее также хорошие запасы золота и, что особенно интересно для России, редкоземельных металлов: титана, тантала, ниобия… По оценкам российских экспертов, объемы запасов редкоземельных металлов в Северной Корее в 7 раз больше, чем в Китае. А все природные ресурсы КНДР, по самым скромным меркам, оцениваются в 6 триллионов долларов США. Пожалуй, это достаточно убедительные цифры для тех, кто сомневается в перспективах российско-корейских экономических отношений.
Сейчас товарооборот между нашими странами мизерный - 112 миллионов долларов. Но, уверен Александр Галушка, уже через несколько лет он увеличится на порядок, до 1 миллиарда долларов. И в первую очередь благодаря реализации проекта "Победа". Но не только.
Межправительственная комиссия приняла еще одно важное стратегическое решение - о строительстве энергомоста Россия - КНДР - Южная Корея. Этот проект решает сразу несколько задач, и экономических, и геополитических. Во-первых, на нашем Дальнем Востоке вырабатывается избыточное количество электроэнергии, а потребителей мало. Данный проект позволит нам получить новые рынки сбыта. Сейчас российская компания ведет переговоры с партнерами о деталях проекта. Кстати, несколько лет назад уже было разработано технико-экономическое обоснование, но сейчас оно, понятно, требует актуализации.
Во-вторых, по словам Александра Галушки, он дает гарантии военно-политической стабильности на Корейском полуострове. Кстати, когда министр на пресс-конференции рассказывал о результатах работы межправительственной комиссии, журналисты поначалу засомневались - не вызовут ли активные контакты России и КНДР недовольство со стороны Южной Кореи. Александр Галушка ответил так: "Мы ничего не делали и не будем делать за спиной наших южнокорейских партнеров". Более того, Россия оказалась миротворцем, предложив взаимовыгодный для трех сторон проект. И, как намекнул министр, он будет не последним.