Представление логотипа состоялось в эфире передачи "Вечерний Ургант" с участием президента ФИФА Йозефа Блаттера, министра спорта РФ Виталия Мутко и знаменитого в недавнем прошлом футболиста, чемпиона мира Фабио Каннаваро. Собственно эмблему всему миру продемонстрировали наши космонавты, работающие на международной космической станции на высоте в 400 километров от Земли - Александр Самокутяев, Елена Серова и Максим Сураев. Одновременно ее лазерная проекция появилась на фасаде Большого театра в центре Москвы.
На самом деле то, что телезрители увидели на Первом канале - лишь финишная прямая кропотливой работы, начавшейся еще в январе 2013 года, когда ФИФА объявила соответствующий тендер. В конкурсе участвовали восемь дизайнерских агентств: четыре российских и столько же зарубежных. Каждое должно было представить по три варианта эмблемы.
В экспертное жюри из десяти человек вошли представители культуры, искусства и, разумеется, футбола. Помимо Виталия Мутко, это были генсек ФИФА Жером Вальке, первый вице-премьер Игорь Шувалов, капитан ЦСКА и голкипер сборной России Игорь Акинфеев, гендиректор оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин, главный тренер сборной России Фабио Капелло, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев, пианист Денис Мацуев, дирижер Валерий Гергиев и актриса Чулпан Хаматова.
В окончательном шорт-листе остались три конкурсанта: итоговое голосование проходило в тайном формате. Любопытно, что победу одержало португальское агентство. Впрочем, как подчеркнул Алексей Сорокин, "было абсолютно не важно, откуда компании. Победивший логотип, по общему мнению, наиболее точно уловил взгляды, концепцию чемпионата мира".
- Этот чемпионат - мечта миллионов жителей нашей страны. Мы постарались отобразить эту мечту в официальной эмблеме, - объяснил решающий критерий отбора Виталий Мутко.
В очертаниях эмблемы легко узнается главный трофей первенства планеты. Цветовая гамма из красного, синего, черного и золотого цветов отсылает к древним традициям иконописи, а "волшебный шар" с сияющими звездами напоминает о космосе и любви к футболу. Недаром логотип было доверено показать именно космонавтам.
- Эмблема сочетает в себе уникальные атрибуты мирового первенства и России как страны - хозяйки турнира. Она объединяет в себе магию и мечты, которые несет чемпионат мира миллионам болельщиков, - поделился своим мнением президент ФИФА Зепп Блаттер.
Логотип ЧМ-2018 был в основном тепло принят по всему миру. "Мы привыкли к тому, что ФИФА последние годы презентует нечто скучное или чрезмерно эксцентричное, однако эмблема российского чемпионата мира на удивление великолепна", - считает, например, одно из ведущих американских изданий USA Today. По мнению журналистов газеты этот логотип - лучший, если брать последние три мировых форума.
"Влияет ли эмблема на футболистов? Думаю, нет", - заявил во время презентации Фабио Каннаваро. Зато для любого болельщика, да и для организаторов чемпионата мира логотип играет важнейшую роль. По сути, это ядро визуализации турнира и самый узнаваемый его элемент. К примеру, узнаваемость эмблемы ЧМ-2014 в Бразилии, где проводился турнир, достигала 99 процентов, а по всему миру этот показатель составлял 82 процента.
Демонстрация эмблемы - лишь один из первых шагов в формировании визуального образа предстоящего чемпионата мира. В сентябре 2012 года были презентованы постеры городов, где пройдут матчи первенства планеты. Следующим этапом станет представление официального стиля и слогана ЧМ-2018, которая пройдет перед предварительной жеребьевкой, намеченной на 25 июля 2015 года.
Официальные постер и талисман турнира общественность увидит чуть позже, в 2016 году. Вопрос талисмана является, наверное, самым интригующим. И многие болельщики считают, что им должен стать медведь.