Кадыр Маликов убежден, что в настоящее время очень много "женских" проблем светскими судами даже не рассматриваются, а вынесенные вердикты часто несправедливы. Поэтому желание отстоять свои права часто толкает жительниц Киргизии вступать в ряды радикальных организаций. Изменить ситуацию, на его взгляд, могло бы введение шариатского суда.
- У общества сложилось неправильное представление о судах шариата. Конечно, в отдельных странах их приговоры чрезвычайно жестокие. У нас кади (судьи) решали бы вопросы "никах" (брачный религиозный обряд), наследства или раздела имущества. Тем более, что в Киргизии такие суды уже есть, но они пока не легитимны. Однако я считаю, что вопрос введения шариатских судов должен решаться в рамках правовой системы, - отметил Маликов.
Предложение эксперта было поддержано некоторыми членами парламента и правозащитниками. Председатель общественного фонда "Мутакалим" Жамал Фронтбек кызы привела свои доводы "за".
- Взять хотя бы примеры многоженства. Официально в Киргизии это запрещено, но фактов, особенно в глубинке, когда у одного мужчины по две или три жены, предостаточно, - заявила правозащитница. - Если первая жена не смогла родить мальчика - продолжателя рода, в семью берется другая, а если и та не подарит мужу наследника, то бывает, что в доме появляется третья супруга. Часто мулла совершает обряд "никах", не требуя свидетельства о государственной регистрации брака. Между тем официально в государственных органах брак зарегистрирован только с одной женщиной. Впоследствии часто возникают проблемы дележа нажитого имущества. В случае смерти мужа юридически все переходит к первой жене и ее детям. Что в таком случае остается делать двум остальным? А кади (судья) решал бы все в соответствии с установленной доктриной мусульманского поведения.
Тем временем быть "осторожнее с шариатскими судами" призвала заведующая кафедрой истории Киргизстана и этнологии Института истории и социального правового образования Киргизского гуманитарного университета Назира Курбанова. По ее мнению, нельзя вводить подобные институты только для защиты прав женщин, ибо в этом случае обделены окажутся мужчины. Вопрос еще и в том, кто будет следить за исполнением решений таких судов.
- Я бы поняла введение строгих мусульманских норм правосудия в том случае, если бы Киргизия не была светским государством. Да и строгого соблюдения исламских канонов у нас в стране не наблюдается. Лишь пять процентов населения совершают намаз пять раз в день, как того требует Коран, соблюдают пост и другие религиозные традиции. Чаще всего в мечеть ходят только к вечерней молитве, а то и вовсе по большим праздникам. Так что не исключено, что вот так же у нас будут "исполняться" решения кади, - заявила Курбанова.
Такого же мнения придерживается и руководитель кризисного центра "Сезим" Бубусара Рыскулова. Она убеждена, что сейчас главное - обеспечить правовую защиту женщин, в отношении которых либо совершено физическое насилие, либо ущемляются их права, и не допустить, чтобы они попали под влияние экстремистских группировок.
- О каких законах шариата можно говорить, когда уровень знаний об исламе и его течениях, особенно у жительниц глубинки, крайне низкий? Да и возможности получить религиозное образование у них нет. Для того чтобы строго следовать исламским канонам, надо сначала их досконально изучить. Но где и как? Между тем, пользуясь малограмотностью сельских киргизстанок, особенно в религиозной сфере, радикальные группировки вовлекают девушек и молодых женщин в свои ряды, - отметила Рыскулова.
Некоторые присутствующие на круглом столе эксперты и вовсе посчитали, что введение шариатских законов может быть так же неправильно истолковано, как сейчас это происходит со многими исламскими религиозными нормами.
Эркин Саданбеков, юрист
- Шариатские суды в Киргизии, тем более в таком виде, каком были предложены на конференции, на мой взгляд не приемлемы. У нас светское государство, и живем мы по законам, которые защищают права граждан всех национальностей и вероисповеданий. Вводить какие-то дополнительные институты правосудия, да еще религиозные, опасно. Тем более, что нам хорошо известно, какие приговоры выносят суды шариата в некоторых странах, где религия не отделена от государства. Если подобное правосудие начнет действовать в Киргизии, с демократией мы можем попрощаться навсегда.
Юсур Лома, член Совета улемов Духовного управления мусульман КР:
- Вопрос введения в Киргизии шариатских судов крайне деликатный. Правоверный мусульманин, строго соблюдающий требования ислама, будет жить по этим принципам. Однако как быть, если шариатские нормы не совпадут со светскими законами? Например, неверность супруги по Корану требует жесткого наказания, а по гражданским правилам, если муж не простит измены жены, последует только развод. Страшнее другое: пользуясь малограмотностью женщин, представители радикальных группировок могут, например, убедить девушек, что тот или иной поступок соответствует нормам шариата. Она в это поверит и пойдет на правонарушение или, что еще страшнее, на преступление, за которое понесет наказание по светским законам.
Как вы относитесь к введению в Киргизии судов шариата?
Рысбек Молокулов, студент:
- Думаете, шариатские суды будут честнее светских? Посмотрите на организацию хаджа. Священное мероприятие, а почти каждый год - скандал. Не думаю, что суд будет принимать объективные решения.
Дамира Ниязалиева, депутат парламента:
- Мы живем в светском государстве, и законы должны быть соответствующие. Честно сказать, я даже не представляю, как и на основании чего в Киргизии будут действовать шариатские суды. Человек истинно верующий никогда не преступит закон, а если это случится, у него есть возможность покаяться, сходить в мечеть и помолиться.
Айжан Акылбекова, дизайнер одежды для мусульманских женщин:
- Чту исламские законы, стараюсь жить по ним, но к введению судов шариата, полагаю, нужно подойти взвешенно. Сейчас многие религиозные каноны толкуются по-разному. Кроме того, мы с мужем живет вместе уже пять лет, у нас дочь растет. Не могу себе представить, что в нашей семье может появиться еще одна жена.
В 1919 году в Туркестане было принято постановление об упразднении казийских и бийских судов, которое заменило их единым народным судом для всех граждан невзирая на разные национальности и вероисповедания. Однако идея провалилась. Народные судьи в большинстве случаев избирались населением из бывших же бийев и казиев, которые продолжали применять на практике нормы адата или шариата. Это послужило поводом для восстановления судов бийев и казиев в Ферганской области. Лишь в 1923 году постановлением ВЦИК был принят Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории Туркестана и сделал судебную власть светской.
Справка "РГ"
Шариатский суд - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются мусульманской доктриной правил поведения.