Виктор Иванович, как вы оцениваете выборы в Раду, состоявшиеся 26 октября?
Виктор Мережко: Думаю, выборы только усугубят конфликт между политическими силами Украины. Они не остановят кровопролитие. Кроме того, новые люди радикального толка, избранные в Раду, будут всеми силами добиваться отставки Петра Порошенко. Он слишком мягкий для них. А потом вскоре Рада будет разогнана, а там и новый майдан не за горами.
Сейчас культурные деятели разделились на два лагеря - те, которые поддерживают действия России по отношению к Украине, и те, кто категорически против. Как вы считаете, писатель, режиссер или актер - представитель творческой интеллигенции - должен активно выражать свою гражданскую позицию или молчать, оставляя свою точку зрения при себе?
Виктор Мережко: Я считаю, что представитель творческой профессии в первую очередь не должен состоять в какой-либо партии. Не важно, кто он - актер, режиссер или музыкант. И не важно, какая это партия, "Единая Россия", КПРФ или "Справедливая Россия". Он должен быть в первую очередь защитником интересов своего народа, своей страны, должен быть патриотом. И не должен молчать. Если страну унижают, если ее хотят оболгать, то нельзя молчать. Я в этом твердо убежден.
Кроме того, тем, что режиссер или актер создает, он должен укреплять чувство патриотизма в других. Есть прекрасный пример. Два фильма, которые недавно были представлены широкой публике: один - на большом экране, другой - по телевидению. Фильм "Солнечный удар" Никиты Михалкова стал для меня приятным откровением: с какой болью, как глубоко и с разных сторон показана трагедия России на рубеже веков, какие характеры в фильме, точно схваченные образы. Зато как с "Солнечным ударом" диссонирует новая лента Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Мне было больно смотреть на протяжении почти двух часов на Россию, грязную, нищую, спивающуюся, ворующую, матерящуюся. Не в этом же Россия! Она богаче, шире, интереснее, талантливее, перспективнее.
Андрей Кончаловский, безусловно, талантливый режиссер. Но его новый фильм меня сильно огорчил. Да, фильм взяли на иностранные кинофестивали, он получил Серебряного льва в Венеции. Но иностранцам интересен образ именно такой России, разрушенной, поруганной, грязной, дикой. Для них это экзотика, которая им нравится. Вряд ли лента Кончаловского усилит в ком-то чувство патриотизма.
Вообще сейчас страшное, опасное время, но очень интересное. Стало интереснее творить, это непростое время вдохновляет. Когда на твою страну обрушиваются беды, хочется достойно ответить.
Какие чувства вы испытываете в связи с трагедией на Украине? Вы ведь учились и какое-то время жили на Украине.
Виктор Мережко: С Украиной я связан своими корнями. Окончил украинскую школу в селе Русская Поляна под Черкассами, хотя язык знал не очень хорошо. У меня украинский аттестат зрелости, там же похоронены родители, братья и сестра. Затем учился 4 года в полиграфическом институте во Львове.
События на Украине вызвали у меня неоднозначные ощущения: недоумение, раздражение, отвращение, страх и желание понять, почему земля, с которой я очень тесно связан, сошла с ума, вдруг прониклась ненавистью к русскому народу поголовно.
Сегодня я боюсь ехать в Украину. Элементарно боюсь за свою жизнь. У меня там до сих пор живет много родственников и друзей, и я не знаю, когда их увижу. Они не хотят со мной разговаривать. А если и разговаривают, то иначе как агрессором Россию они не называют, оскорбляя меня, русских, российскую власть, президента. Мои аргументы и доводы упираются в глухую стену. Мне говорят мои родные и близкие: "Братец, ты куплен российской властью, ты не понимаешь, насколько Россия является врагом Украины".
Мудрый, трудолюбивый, красивый украинский народ за какие-то 3-4 месяца сошел с ума, и переубедить, объяснить, вызвать чувство доброты невозможно. "Москаляку на гиляку, москаля на ножи, кто не скачет, тот москаль"... Когда я объясняю, что в России вы не услышите подобных оскорблений, мне говорят, что это неправда и что мы теперь враги. Еще несколько лет назад нельзя было поверить в то, что Украина способна будет назвать Россию своим злейшим врагом. Складывается ощущение, что Украина будто зомбирована, либо на нее сошла Божья кара. У них жесткая, зомбирующая телепропаганда!
Некоторые убеждены, что присоединение Крыма было не нужно, что это лишняя статья расходов в российском бюджете. Что дало России присоединение Крыма?
Виктор Мережко: Во-первых, Крым - это исконно российская территория. Там пролито немало крови русских воинов, русских солдат, офицеров. Турки, англичане - кто только не претендовал на Крым. Екатерина II утвердила Россию в Крыму. Во-вторых, факт присоединения Крыма свершился при помощи общенародного референдума жителей Крыма.
А что это дало России? Прежде всего возможность полноценно и полноправно контролировать ситуацию в Черном море, стратегически важном не только для России, но и для тех стран, которые выходят в акваторию Черного моря. Если бы Крым стал базой НАТО, а это обязательно бы произошло через год-два, то Россия оказалась бы запертой в маленьком уголочке - Анапа - Геленджик - Новороссийск - Сочи. Без учета Абхазии, это вообще самостоятельное государство. Россия оказалась бы вытесненной из этого очень важного водного бассейна.
Это была мощная, блистательно проведенная операция, которая войдет в мировые учебники истории. Бескровно, без выстрелов, путем референдума в считаные дни Крым был присоединен. Не случайно сейчас американцы говорят, что нужно изучать опыт русских в крымской операции. Ну и не забывайте, что Крым - истинная жемчужина нашей планеты.
Либералы считают, что лучше для всех было бы занять позицию невмешательства. А по-вашему, какая позиция для России была бы лучшей?
Виктор Мережко: Видя, как в феврале Янукович сбежал из Украины, боясь смерти, нельзя было просто ждать, что в Крым войдут натовские корабли, и ничего не предпринимать. Я вообще к либералам отношусь подозрительно. Традиционно сложилось так, что народовольцы, революционеры, декаданс начала ХХ века, Первая мировая война, даже отмена крепостного права, потом горбачевская и ельцинская эпохи были спровоцированы либералами - людьми, которые сомневаются в таком качестве, как любовь к Родине. Они свою родину не любят. Я же отношусь к государственникам, державникам, патриотически настроен и хочу, чтобы мои дети жили в крепком, сильном и достойном государстве.
Как вы считаете, как будет развиваться этот конфликт и сколько будет продолжаться?
Виктор Мережко: Я полагаю, что он будет развиваться минимум еще 2-3 года. Во-первых, бацилла ненависти, вражды к России слишком глубоко укрепилась в сознании молодых людей, в первую очередь. Да и пожилых в том числе. Молодежь попробовала вкус бунтарского бессмысленного духа, вкус разрушения, и теперь ее неприятие России будет расти в геометрической прогрессии. И это допустила нынешняя украинская власть. Молодые парни, почувствовавшие запах бесправия, вседозволенности, волюнтаризма, будут требовать продолжения конфликта. В их глазах Россия по-прежнему будет врагом.
Говорят, что газовая ситуация, запрет на импорт продуктов Украину встряхнет, но это не так. Не встряхнет. Махновщина требует крови, войны. Так что конфликт этот, боюсь, сильно затянется.
Во-вторых, будущее поколение не сможет узнать правду. Сейчас на Украине активно переписываются учебники истории - события в них сильно искажены. Выходят учебники, где прославляется Бандера, он - герой, освободитель Украины от советских войск. Западные "друзья" делают так, чтобы мы забыли свою историю. Сейчас, и не только в Европе, активно переписывается история Второй мировой войны. В ней победил кто угодно, только не Советская армия.
Ну и, в-третьих, американцы поставили задачу рассорить русский и украинский народы. Более близких, братских народов, чем русский и украинский, больше нет. Даже белорусы от нас находятся чуть дальше.
Насколько опасны для России санкции и международная изоляция? Вы ощущаете возвращение "холодной войны"?
Виктор Мережко: Нет, я особенно не ощущаю на себе действие санкций. Разве что стало сложнее с запуском картин, не всегда находятся деньги. В частности, потому что наша банковская система переживает весьма сложный период.
Знаете, я не отношу себя к состоятельным людям, я - представитель крепкого среднего класса. Я - советский человек и привык жить в санкциях. Мы всегда были подвержены санкциям. Более того, я категорически отрицаю горбачевские и ельцинские времена, их губительные реформы. Я благодарен тому, что сейчас Россия ушла от унижений и пресмыкательства. Мне было мучительно стыдно, когда Клинтон хохотал рядом с пьяным Ельциным. Мне было стыдно и больно за мое правительство, за моего президента. У картины Никиты Михалкова "Солнечный удар" есть два крайне важных посыла: какую страну мы потеряли и как это могло случиться. И я продолжаю задаваться вопросом: как случилось так, что мы потеряли такую великую державу?
Многие говорят, что имидж России в связи с конфликтом на Украине резко ухудшился. По-вашему, нужно ли как-то реагировать на то, что о нас думают в Европе и США?
Виктор Мережко: Для России это абсолютно не важно, даже несмотря на то, что в Европе и Америке активно взращивается русофобия. Дело в том, что она вовремя сделала поворот на отношения с Азией - Индией, Китаем, Вьетнамом, а также входящими в БРИКС Бразилией и ЮАР. У нас достаточно крепких союзников - Сербия, Белоруссия, Сирия, та же Северная Корея. Если Петр I прорубил окно в Европу, то Владимир Путин - в Азию.
Ведь Европа тоже переживает непростые времена. Локомотив сейчас - Германия, богатая страна, диктующая условия другим - с кем дружить, с кем торговать. Но не стоит забывать, что немцев в Германии живет чуть больше половины, слишком много туда приехало выходцев из мусульманских стран. И это произошло не только в Германии, но и во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Англии.
История будет серьезно пересматриваться и переоцениваться новыми гражданами этих стран. Меня,к примеру, поражает позиция Польши, которая всегда ненавидела Россию и сейчас продолжает бездумную и бессмысленную политику в отношении России. Так же себя ведут прибалтийские страны. Зачем? Кроме ущерба себе, они ничего не добьются.
То есть мы не должны дружить с Европой?
Виктор Мережко: Попытки дружить с Европой еще с царских времен приводили к тому, что она под видом дружбы продолжала вынашивать планы войны с Россией. Сладкий пирог под названием Россия был всегда привлекателен для многих европейских стран. Россия обладает колоссальными природными ресурсами. У Европы их минимум, но там хорошее производство. А сейчас идет мировая война за ресурсы. Так что подружиться мы вряд ли сможем.
У нас свой особый путь?
Виктор Мережко: Да, у нас абсолютно свой путь. Горбачев и Ельцин пытались дружить с Америкой. Сегодня мы видим, к чему это привело - к сегодняшней ситуации на Украине в том числе.
Виктор Мережко (род. в 1937 г., хутор Ольгинфельд, Ростовская область) - советский, российский сценарист, кинорежиссер, драматург, актер, народный артист РФ (2014), лауреат Госпремии СССР ("Полеты во сне и наяву").
В 1964-68 гг. учился во ВГИКе. По сценариям Виктора Мережко снято 70 фильмов, написано 15 пьес, 12 мультфильмов. Среди фильмов известны такие, как "Родня", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Крот", "Сонька Золотая Ручка" и др.
Его пьесы "Пролетарская мельница счастья", "Ночные забавы", "Крик", "Я - женщина", "Женский стол в охотничьем зале", "Двое с большой дороги", "Кавказская рулетка" идут во многих театрах.
В 1989-94 гг. вел популярную в СССР "Кинопанораму". С 1994 года - ведущий программы "Мое кино".
Член правления Союза кинематографистов России и Москвы. Председатель правления Дома кино. Член Союза писателей России. Вместе с Юлием Гусманом основал Киноакадемию "Ника" и стал ее президентом. Один из организаторов престижного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок", проводящегося в Анапе.
Тем временем
Сейчас Виктор Мережко приступает к съемкам нового четырехсерийного фильма "Не ждали" в Санкт-Петербурге. Главная роль в нем написана на Олега Басилашвили. По сценарию его герой, абсолютно здоровый, попадает в психиатрическую клинику...