Как сообщает пресс-служба верфи, только что завершена технологически сложная операция, связанная с переводом "Адмирала Нахимова" от причальной стенки в наливной бассейн предприятия. Сложная потому, что осадка и общие размерения большого надводного корабля с атомной энергетической установкой потребовали особых подготовительных мер. Таких, чтобы он смог пройти через игольное ушко батопорта, изначально рассчитанного на вывод в море подводных лодок - с гораздо меньшей осадкой и поперечными габаритами.
По словам Сергея Маричева, первого заместителя гендиректора верфи, такая ювелирная операция уже не в диковинку на "Севмаше". Освоить ее пришлось несколько лет назад, когда заводили в бассейн авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", чтобы потом, после ремонта и переоборудования в полноценный авианосец, тем же путем вывести его на большую воду - уже под флагом индийских ВМС и с новым именем на борту - "Викрамадитья".
В ближайшие дни корабль установят на доковое опорное устройство, которое было специальным образом усилено под авианосец "Викрамадитья", а теперь вот пригодится для аналогичных работ в интересах своего ВМФ. Еще когда корабль находился у заводской набережной, на нем провели дефектацию и частичный демонтаж оборудования, подготовили оснастку тех операций, которые будут проводиться уже в сухом доке.
Как сообщается, на прошлой неделе в Москве решались организационные вопросы, связанные с передачей корабля для проведения ремонтных работ.
- С командованием Военно-морского флота достигнуто полное взаимопонимание, - цитирует пресс-служба верфи слова Сергея Хвиюзова, который отвечает на "Севмаше" за программу ремонтов и модернизации. - Думаю, к концу ноября мы полностью примем корабль. А личный состав к тому времени должен покинуть крейсер...
Опыт работ на "индийском заказе" еще совсем свеж, есть специалисты и подготовленная инфраструктура, а все вместе позволяет надеяться, что ремонт и модернизацию атомного крейсера проведут быстрее, но не менее качественно, чем это было с индийским авианосцем. По плану обновленный "Адмирал Нахимов" должен вернуться на Северный флот в 2018 году. А до того дня вахту будет нести "Петр Великий" - единственный из оставшихся в строю атомных ракетных крейсеров проекта 11442 "Орлан".
Всего их, напомним, было построено четыре. Первый заложили в 1973 году под названием "Киров". С 1980 года он находился в составе Северного флота, в 1984-м совершил первый длительный поход в Средиземное море. В 1992 году корабль переименовали в "Адмирал Ушаков". Но уже много лет он стоит на северодвинской "Звездочке" в ожидании утилизации, на которую, как и на ремонт, тоже нет средств.
Второй в серии "Орланов" заложен и построен как "Фрунзе", с 1992 года - "Адмирал Лазарев". Служил в составе Тихоокеанского флота с октября 1984-го. Пятнадцать лет назад, почти как "Адмирал Нахимов", выведен из боевого состава ВМФ и в состоянии "длительной консервации" коротает дни у причала в заливе Стрелок - там же, где и служил, в Приморье.
И только один-единственный атомный "Орлан", заложенный под названием "Куйбышев", недолго носивший имя "Юрий Андропов", был спущен на воду 25 апреля 1989-го, спустя три года, уже в составе ВМФ России, переименован в "Петр Великий" и под этим именем несет службу на Северном флоте. Но и у него ресурс не вечен. Поэтому подмога в лице обновленного "Адмирала Нахимова" для нашего флота будет не лишней. Даже при том, что на его восстановление, по неофициальным данным, придется потрать не менее 50 миллиардов рублей.
Тем временем
Вчера, как и ожидалось, экипаж подводного крейсера "Юрий Долгорукий" произвел контрольный пуск МБР "Булава" из полигона в Баренцевом море. По сообщению пресс-службы минобороны РФ на момент подписания номера, параметры траектории полета "отработаны в штатном режиме", "боевые блоки ракеты успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке". Теперь, если следовать ранее сделанным заявлениям, настает очередь "Александра Невского". Ему предстоит доказать, что прошлогодний сбой при пуске "Булавы" был досадной случайностью.