Полный улет
Начинать путешествие-экскурс в историю лучше с посещения макета кабины самолета "Илья Муромец". Это машина времени: ровно сто лет назад "Муромец" Сикорского и пилотируемый самим Сикорским совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно с одной посадкой. "Муромец" брал на борт до 16 человек, кабина в зимнее время обогревалась. На борту была ванная с туалетом, разрешалось брать в полет животных. Первой собакой, поднявшейся в воздух, был безродный питерский пес по кличке Шкалик.
Игорь Сикорский опередил время. Получается, что по уровню комфорта современные лайнеры еще недотягивают до его конструкций столетней давности.
Сам Николай II выразил желание осмотреть это чудо. "Муромец" перегнали в Красное Село, царь, в нарушение протокола, поднялся на борт и, прогнав свиту, с глазу на глаз о чем-то долго шептался с конструктором.
Пассажирская версия развития не получила - в 1914-м Россию втянули в Первую мировую войну. "Илью Муромца" переделали в бомбардировщик, выделив средства из казны на постройку немыслимого по тем временам количества: 80 самолетов. Сформировали воздушную эскадру. Летчиков учил пилотировать сам Игорь Сикорский, которому в то время было 25 лет. Проект "Ильи Муромца", кстати, он создал за одну ночь.
Заметим, что в Первой мировой страны-участницы бились пехотой, артиллерией и кавалерией, в бой бросали первые неуклюжие танки. У некоторых стран были истребители. И только у России - тяжелые бомбардировщики. На фронте "Муромцы" отличились: эскадра выполнила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом от атак истребителей всего один самолет.
Дело в шляпе
Сикорский, как правило, сам испытывал свои машины. Случались и аварии, но в целом был удачлив. За испытание S-46 - это его первый успешный вертолет (были еще два вертолета, созданные в 1908 и 1909 годах в Киеве, но они не могли поднять вес пилота) - в США получил права пилота вертолета N 1. В качестве пассажира брал сына Сергея.
Игорь Сикорский прожил 83 года: 28 лет в России и 54 года - в Америке. Соответственно, американской авиации перепало больше гениально-эпохальных машин. Вертолетостроение США - в первую очередь заслуга Сикорского.
Но и в России летали самолеты Сикорского. Советское правительство в 30-е годы купило две его "летающие лодки", одна из них снималась в кинофильме "Волга-Волга", символизируя успехи социалистического строительства.
Никита Хрущев летал на его вертолетах во время визита в США и купил два S-58.
Не обошлось без мистики. Авиаторы заметили, что испытывал самолеты Игорь Иванович в одной и той же шляпе, которую называл Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу. Сейчас эта шляпа хранится в кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят, чтобы прикоснуться к шляпе - на счастье. В общем, и после земной жизни великий Сикорский приносит пользу авиации.
Жаль только, что не нашей.
КБ в курятнике
Как получилось, что гениальный российский (родился в Киеве, творил в Питере) конструктор оказался в США?
Сергей Игоревич Сикорский, сын конструктора, считает, что основная причина, которая подвигла отца эмигрировать весной 1918 года, - теплые отношения с царем Николаем II. О симпатии императора к талантливому молодому человеку знали. Царь подарил золотые часы (Сергей Сикорский хранит реликвию), наградил орденом, давал деньги на новые самолеты. После революции друзья предупредили Сикорского, что его имя внесено в ликвидационный список "красного террора".
Нельзя сказать, что Америка носила на руках знаменитого русского. Сначала он зарабатывал на жизнь уроками алгебры и геометрии, затем арендовал заброшенную ферму, основал компанию "Сикорский" и начал строить самолеты. Его чертежники сидели в курятнике, рабочие собирали аэроплан из того, что было под рукой. Это были голодные времена. Спасла финансовая помощь великого Сергея Рахманинова, который выделил авиастроителям 5 тыс. долларов. После этого дела пошли: в 1924 году поднялся в воздух первый "эмигрантский" S-29.
Забавно, но его самолеты в американской прессе часто называли "белогвардейскими". Ведь практически весь персонал "Сикорский инжениринг" - русские. Сикорский приютил немало летчиков и флотских офицеров, среди рабочих был даже один адмирал (Борис Блохин), а ночным сторожем подрабатывал историограф Белого движения, казачий генерал Святослав Денисов.
- В нашей фирме перед входом висит фото первых сотрудников, - рассказывает Стэнли Прусински, директор компании Sikorsky Europe. - И по их лицам вы поймете, что все - русские.
О том, что в Москве проходит выставка в честь отца, Сергей Сикорский знает.
- Сергею Сикорскому 90 лет, он живет в Аризоне, - говорит Стэнли Прусински. - Он планировал прилететь в Москву, но помешала погода. В России, по нашим меркам, уже довольно холодно.
К сожалению, первые вертолеты (геликоптеры) Сикорского у нас не сберегли, - рассказывает куратор выставки Сергей Рыков. - В конце 1970-х части тех геликоптеров выбросили на свалку.
- Сергей Владимирович, 5 тыс. долларов, которые дал Сикорскому Рахманинов, - много по нынешним меркам?
Сергей Рыков: Огромные деньги! Они же тогда со свалки брали детали для самолетов будущего. Авиационный двигатель стоил 500 долларов.
- СССР покупал самолеты Сикорского. Конструктор не приезжал в СССР?
Сергей Рыков: Советское правительство купило два самолета. Но следы проявляются только одного. Снимался в фильме "Волга-Волга", есть фото гидросамолета на фоне Северного речного вокзала в Москве. Следов второго отыскать не удалось. Сикорский в СССР не приезжал.
- История в сослагательном наклонении: если бы Сикорский в 1918-м не уехал, то это было бы благом для нашей страны?
Сергей Рыков: Если бы не уехал, то его могли убить. Тучи над ним уже сгущались. Он не покидал Россию целенаправленно, чтобы, скажем, строить самолеты во Франции или в США - он просто спасал свою жизнь.